В российский транспорт вложат 13 триллионов рублей за пять лет

Владимир Путин поставил точку в развязке. Транспортной. Страна получила новую программу развития транспорта на 2010-2015 годы. Это одна из самых масштабных программ из всех, когда-либо принимавшихся правительством.

Где, как не в Сочи, говорить о транспортных бедах. Ведь этот город, пожалуй, второй после Москвы, который страдает не только от плохих дорог, но и от их недостатка.

Так решили и организаторы транспортного форума, который уже не первый день проходит в будущей столице Олимпиады-2014. 24 субъекта представили премьер-министру Владимиру Путину решение одной из главных российских бед. Первым открывать выставку под звуки марша прибыл вице-премьер Сергей Иванов, оценив почти в три раза увеличенную площадь выставки. Позже подтянулись и губернаторы, и мэр Москвы Юрий Лужков со своим правительством, приехавшим практически в полном составе. Впрочем, им действительно было что сказать: Москва без дорог пропадет. Мэра Москвы Юрия Лужкова в Сочи тут же взяли в кольцо. О том, как уважают и встречают здесь гостей, ему спели и сплясали.

- Мужей вам хороших, - пожелал гостеприимным девушкам в национальных костюмах московский мэр, явно довольный таким приемом. Остальные осматривали стенды, макеты и подсчитывали деньги, которые есть в региональном бюджете и которые неплохо было бы получить из федерального. Несмотря на обещания министра транспорта Игоря Левитина, представители московского генплана утверждали, что ни в одной ФЦП нет средств на строительство скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург, которая должна была быть построена еще до 2010 года и, следовательно, не вошла в программу развития транспорта 2010-2015. "Все предложенные к строительству магистрали обеспечены финансированием лишь на треть от потребности", - жаловались московские чиновники. Приехавшему премьеру показали почти все стенды и рассказали о всех проблемах, спорах и непростых транспортных согласованиях.

- Мы все понимаем, что от инфраструктуры зависит будущее российской экономики, - заметил Путин. - Без нее не будет экономики, не будет у страны будущего, мы будем нести потери на дорогах. У нас не будет будущего по большому счету. В общем, развитие инфраструктуры Путин возложил исключительно на государство, фактически прекратив все споры о том, кто и что должен финансировать.

- Если мы работаем целенаправленно, то добиваемся успеха, - не удержался от пряника премьер, вспомнив о победах в футболе и в хоккее. - Вчера впервые за 20 лет был поднят в воздух "Сухой Суперджет" - серийный современный лайнер. Это значит, что уже в этом году жители из Якутии могут лететь в Приморье, на юг, минуя Москву.

У московского стенда в оборот Владимира Путина взял Юрий Лужков. Он предложил премьеру свою схему решения проблемы пробок в столице: на каждый вложенный городом в дороги рубль градоначальник просил рубль из федерального бюджета. Мэр объяснял такую формулу тем, что столичные власти знают, сколько нужно средств на строительство дорог.

"Если эти планы будут поддержаны, если мы совместно найдем решение вопросов финансирования, в центре города - может быть, за исключением того, что окружает Кремль, - вся остальная система будет свободна для движения", - пояснил Лужков. По мнению московского мэра, избавиться от пробок поможет реализация в полном объеме транспортной программы города, рассчитанной до 2015 года. Между тем Лужков считает, что российские инвесторы пока не созрели для вложения денег в платные дороги. И обрушился с критикой на планы минфина, в соответствии с которыми большую часть средств, необходимых для финансирования программы развития транспортной системы страны в 2010-2015 годах, предполагается привлечь за счет инвесторов. "Бизнес должен созреть. Не думаю, что это состоится очень быстро", - скептически заметил он. Хотя Лужков считает, что платные дороги - это "приемлемо и допустимо", но чтобы инвесторы созрели до их финансирования, у них должна быть уверенность, что вложенный объем денег окупится. Но к минфину у мэра, судя по всему, особая любовь. Он заметил, что принятая транспортная программа, предусматривающая вложение 13 триллионов рублей, очень актуальна, но только одно ее принятие "может не дать результата, если она не будет обеспечена достаточным финансированием". При том, что и сама цифра, по его мнению, лишь треть от необходимого финансирования. Путин согласился практически со всеми его предложениями. Лужков же обещал, что город, безусловно, будет вкладывать свои средства, но без федеральных денег транспортные проблемы Москве никак не решить. "Министерство финансов должно иметь государственное мышление: оно должно уметь собирать деньги, но и должно уметь вкладывать в развитие, - пояснил московский мэр, подталкивая вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина к активным шагам. - Минфин должен научиться вкладывать деньги в развитие экономики, в развитие транспорта. У московского стенда премьеру показывали мечту автомобилистов: дороги без светофоров на Ленинградском проспекте. Москва, по замыслу идеологов, уйдет под землю.

- Все стоянки уйдут под землю, - восхищенно заметил Сергей Иванов. А заместитель мэра Юрий Росляк тем временем предложил премьеру отдельно рассмотреть московский узел на отдельном заседании правительства. Путин согласно кивнул.

- Если в ФЦП не будет предусмотрено 4 миллиардов на развитие Москвы... - шептал Лужков.

- Что будет? - решил уточнить премьер.

- Конец, - поставил диагноз московский мэр.

Пока же Путин продолжал осматривать выставку в сопровождении полпреда в Южном федеральном округе Владимира Устинова, участники совещания собирались в зале.

- Кто не согласовал ФЦП? Поднимите руки, - сделал паузу вице-премьер Иванов и продолжил: - А теперь выйдите из зала.

Выходить, правда, никто не стал, поскольку тех, кто не согласовал, в зале не было. Как известно, объем инвестирования программы превысит 13 триллионов рублей, в том числе 4,7 триллиона рублей из федерального бюджета. Но, как заметил Путин, это не только показатель "возросших возможностей страны, но еще и то, что там, где большие деньги, там и потери".

- Мы должны эти потери минимизировать, - предупредил он.

Судя по всему, минимизировать потери премьер рассчитывает в том числе и через единую дорожную строительно-эксплуатационную госкомпанию, о создании которой говорится уже не первый год. Он объяснил необходимость ее фактического возрождения тем, что сегодняшнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей страны, а неразвитость транспортных артерий "стала тормозом экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития". Минтранс отреагировал на это предложение оперативно: уже в июне предложения по созданию такой компании будут направлены в правительство.

Регионы же получили и еще один сюрприз: премьер не исключил возможности увеличения субсидий со стороны федерального центра регионам на строительство сельских дорог. Но больше всего премьера, судя по всему, беспокоило то, что транспортная система страны так и не стала единым механизмом. Притчей во языцех стали заторы товарных составов на подходах к морским портам.

- Такая ситуация не может устраивать никого, - жестко сказал Путин. - Нам надо перейти от простого поддержания транспортной системы к ее качественному развитию. Растущие возможности государства и отечественного бизнеса позволяют это сделать.

Но для начала он предложил изменить подходы к реализации ФЦП: каждый инвестпроект теперь будет иметь четкое экономическое обоснование, обоснованные сроки реализации и конкретных исполнителей.

Министр Набиуллина предложила новый способ привлечения частных инвестиций - через выпуск инфраструктурных облигаций, адаптировав при этом механизм госгарантий.

Путин промолчал, хотя, судя по всему, инициатива министра ему понравилась.

- А как минфин относится к программе? - спросил он, правда, не у вице-премьера Алексея Кудрина, а у его заместителя Антона Силуанова.

- Минфин согласовал, несмотря на то, что это непросто для бюджета, - с глубоким вздохом произнес Силуанов.

И, не удержавшись, заместитель министра финансов все же бросил камень в московский огород, заметив, что проблемы в московском транспортном узле связаны не только с недофинансированием, а с неправильным территориальным планированием. Силуанов посоветовал увязывать строительство домов с транспортной доступностью.

Московский мэр возражать не стал, главное - его идеи приняты и поддержаны.

Кстати

Как сообщил вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Собянин, первое заседание президиума правительства пройдет 26 мая. Почти как в Кремле, но уже в Белом доме Владимир Путин в понедельник соберет руководство правительства, включая министров экономического блока, чтобы рассмотреть, по словам Собянина, положения о новых министерствах и ведомствах.