В начале мая в столице Беларуси стартовал автопробег "Минск - Новосибирск". Седельный тягач, несколько самосвалов и бортовых грузовиков Минского автозавода с двигателями ярославского производства в течение 4 недель преодолеют путь в 5 тысяч километров с 12 остановками в Смоленске, Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Пензе, Самаре, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Тюмени, Омске и Новосибирске. В каждом городе, а если точнее - в сервисных центрах белорусского республиканского унитарного предприятия "МАЗ" и российской "Группы ГАЗ" технику будут демонстрировать во всей красе потенциальным покупателям и журналистам.
Цель совместного российско-белорусского мероприятия прозрачна. С 1 января 2008 года в России ужесточены экологические стандарты на грузовики. Минский автомобильный и Ярославский моторный заводы успели адаптировать базовые популярные модели техники к новым требованиям. Все участвующие в пробеге машины оснащены российскими двигателями, отвечающими требованиям стандарта Евро-3. А возглавил колонну автомобилей седельный тягач "МАЗ"-5440А9 с трехосным полуприцепом. Это популярная модель Минского автозавода, оснащенная новейшей разработкой "Группы ГАЗ" - рядным дизельным двигателем "ЯМЗ"-650 стандарта Евро-3. Кстати, "лучший грузовик большой тоннажности" по итогам выставки "Интеравто-2007" в Москве.
- Двигатель "ЯМЗ"-650.10, разработанный на базе лицензионной модели фирмы "Рено", полностью соответствует общемировым тенденциям в машиностроении, - отметил начальник управления стратегического маркетинга дивизиона "Силовые агрегаты" "Группы ГАЗ" Владимир Руденко, - экономичен, эффективен по техническим характеристикам. Впрочем, последнее слово, безусловно, за покупателем. Практически все отправившиеся в месячное путешествие по дорогам России машины уже не вернутся на родину. Проданы.
По словам директора дивизиона "Силовые машины" "Группы ГАЗ" Игоря Кульгана, рынок грузовых автомобилей в России растет на 30 процентов в год, а в некоторых сегментах еще быстрее. Вопрос: кто займет появляющуюся на рынке нишу? Силовые агрегаты Ярославского моторного завода и большегрузная техника МАЗа имеют устойчивый имидж на территории бывших союзных республик. Это надежная, относительно дешевая техника, адаптированная к качеству дорог, топлива и уровню квалификации обслуживающего персонала. Но по мере роста валового внутреннего продукта, развития производства у потребителя - а это крупные строительные, транспортные организации, промышленные предприятия - серьезно повышаются требования к эксплуатационным характеристикам техники, на которые прежде мало обращали внимание. Например, покупателя все больше интересует межсервисный интервал, шумность, экологичность и надежность.
- В прошлом году, - подчеркнул И. Кульган, - в России впервые новой импортной большегрузной техники было продано больше, чем бывшей в употреблении. Это знак, что низкая цена перестает быть главным преимуществом. И очень многое будет зависеть от того, как мы адаптируемся к новым условиям.
Адаптация уже началась. По словам генерального директора РУП "МАЗ" Николая Костеня, Минский автомобильный завод намерен инвестировать в развитие производства в нынешнем году 215 миллиардов белорусских рублей. Предприятие планирует выпустить более 25 тысяч грузовых автомобилей, 8,5 тысячи прицепов, 700 кранов. Кроме того, МАЗ спешно корректирует стратегию развития. Если прежде к 2010 году предприятие планировало выпускать 31 тысячу самосвалов, шасси и тягачей, то сейчас ставится более амбициозная задача: превзойти этот уровень и выпустить 50 тысяч автомобилей. Не исключено, что кроме собственных средств, кредитов, будут рассматриваться и инвестиционные предложения стратегических партнеров. Во всяком случае, "Группа ГАЗ" свои предложения о намерении участвовать в акционировании МАЗа направила в Правительство Беларуси.
По словам В. Руденко, в январе прошлого года "Группа ГАЗ" и Министерство промышленности Беларуси подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве. В нем, в частности, есть предложения по участию белорусских предприятий в выпуске перспективной продукции.
- В октябре мы планируем построить, а в 1 квартале 2009 года получить первую продукцию - средние дизельные двигатели. Комплектующие для них могли бы делать в Беларуси, - подчеркнул В. Руденко, - в стране сохранилась развитая промышленная база, есть высококвалифицированные кадры. Создавая совместный продукт, мы сможем увеличить свою долю на рынке.
Еще два года назад ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод) производило в год 63 тысячи тяжелых двигателей. В нынешнем году предприятие выходит на 97 тысяч. А рынок уже требует до 100-110 тысяч моторов. Сейчас в Ярославле изготавливается около 360 силовых агрегатов в день - это очень высокий темп. По сути дела в Ярославле из одного предприятия - ОАО "Автодизель" - вырастают три больших полноценных завода. На одном из них создаются мощности на 20 тысяч двигателей нового семейства "ЯМЗ"-650. Строится еще один завод в Ярославле, который будет выпускать моторы средней мощности - семейства "ЯМЗ"-530 до 315 л.с. Мощность этого завода - 80 тысяч двигателей. Суммарная стоимость программы создания перспективных двигателей до 2012 года составит 23 миллиарда российских рублей.
Кстати, маршрут автопробега далеко не случайно заканчивается в Новосибирске. Дальний Восток и Сибирь облюбованы китайскими производителями грузовой техники.
- Мы хотим доказать потребителям, что наш "МАЗ" лучше, - продолжил тему И.Кульган. - По мере того, как цена перестает быть основным двигателем продаж, растет значение сервисных центров. Ярославский моторный завод сейчас имеет 136 сервисных центров в 77 субъектах Российской Федерации. Планируем довести их до 200 и принципиально изменить подход к обслуживанию заказчиков. Это будут сервисные центры не двигателя, а всего автомобиля. Мелкая поломка должна устраняться в течение 24 часов. Гарантийный ремонт нужно делать по первому требованию, а уж после разбираться, по чьей вине произошла поломка.
Автопробег - только начало серии совместных проектов, которые позволят широкому кругу сервисных и эксплуатирующих организаций не только познакомиться с новой продукцией, но и получить исчерпывающую информацию непосредственно от производителей. Большая протяженность маршрута и неоднородный рельеф местности, дозаправка в походных условиях должны стать хорошей проверкой для эксплуатационных качеств автомобилей и двигателей. В конечную точку маршрута - Новосибирск - автоколонна прибудет через четыре недели с момента старта, как раз накануне открытия выставки "Автосиб-2008", в которой РУП "МАЗ" и "Группа ГАЗ" примут участие.
Аэлита Сюльжина
МИНСК - НОВОСИБИРСК