На прошлой неделе ученые, педагоги более 30 белорусских и российских вузов по инициативе коллег из Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) собрались, чтобы обсудить влияние новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на жизнь высших учебных заведений. Интерес к этим процессам в педагогической среде, как оказалось, огромен: на международной научной конференции "Технологии электронного обучения в современном вузе" было заявлено более 100 докладов.
Заметим, что у МЭСИ, одного из крупнейших российских университетов, лидера в сфере электронного обучения, есть к Беларуси свой особый интерес: в Минске ровно 5 лет работает его филиал. Первый его юбилей, кстати, и стал одним из приятных поводов для минской встречи специалистов. Кроме того, белорусские вузы стремятся идти в сфере электронного обучения в ногу со временем.
- Активно разворачивается работа Парка высоких технологий, резиденты которого сотрудничают с крупнейшими ИТ-компаниями мира, включаются в совершенствование образовательного процесса в вузах нашей страны, - отметил, выступая на конференции, первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук. - Там создаются совместные лаборатории, фирмы предоставляют университетам для этого как материально-технические средства, так и новейшие программные продукты. Ряд высших учебных заведений активно работает над внедрением в учебный процесс новых технологий, в том числе ИКТ.
Сегодня, однако, считают в белорусском Министерстве образования, этого уже недостаточно. "Существенно ускорить внедрение прогрессивных технологий в систему высшего образования как Беларуси, так и России возможно путем ускорения интеграционных процессов, создания единого образовательного пространства в рамках Союзного государства", - уверен А. Жук. По его мнению, это позволит значительно сократить расходы на создание общих репозитариев знаний, в вузы придут прогрессивные ИКТ, соответствующие мировым стандартам. В итоге образование в вузах наших стран станет более конкурентоспособным по сравнению с вузами Евросоюза, увеличится спектр образовательных услуг. И что весьма важно на перспективу: им можно будет охватить многомиллионный контингент русскоязычного населения стран СНГ, а также Евросоюза и других регионов мира.
Напомним, именно в Минске, в декабре 2006-го, профильные министерства Беларуси и России провели совместную коллегию, на которой был принят план взаимодействия по созданию единого образовательного пространства. Конечно, для его выполнения важны и нужны постоянные контакты, в том числе и прямые, взаимодействие между нашими учеными, университетами. Хорошим примером творческой дружбы стало сотрудничество Минобразования Беларуси и консорциума "Электронный университет" - они подписали соглашение по развитию электронного обучения. Важной инициативой консорциума, а также МЭСИ стал проект Глобальной электронной системы обучения граждан Союзного государства (ГЭС). Как отмечалось на конференции, над ним работали и российские, и белорусские вузы.
Руководитель проекта, привлекшего на конференции всеобщее внимание, Владимир Тихомиров - человек известный. Академик, доктор экономических наук, профессор, президент международного консорциума "Электронный университет", научный руководитель МЭСИ. С ним нам удалось побеседовать в кулуарах конференции.
- Владимир Павлович, как бы вы коротко сформулировали суть этого проекта?
- Мы намерены разработать и создать глобальную сетевую среду обучения граждан Союзного государства. Она позволит обеспечить интеграцию инновационных образовательно-научных программ, продуктов и технологий в рамках единого образовательного пространства.
- В декабре 2006-го вы уже выступали на совместной коллегии профильных министерств в Минске, делились опытом работы вашего университета в области электронного обучения...
- Замечу, я принимал тогда участие на этапе подготовки, мне была интересна практическая интеграция образовательных систем России и Беларуси. В частности, стоял вопрос: как взаимно использовать интеллектуальные ресурсы в области образования? Обеими странами. Как эту работу развивать? Кстати, тогда наш опыт оказался едва ли не единственным в Союзном государстве. Поэтому мне и предложили выступить с докладом на коллегии.
- Общаясь в среде ученых, педагогов, приходилось слышать: дескать, решения-то были хорошие, да дело движется медленно. А как вы оцениваете результаты работы той коллегии?
- Безусловно, положительно. Здесь наши наработки поддержал министр образования Беларуси Александр Радьков. Он выступил и дал очень высокую оценку тому, что мы делаем. В решении коллегии так и было записано: опыт положительный, он требует поддержки. Но уже тогда мы понимали, что дело новое, такой опыт перенимается с большими трудностями. Поэтому нужно было найти какие-то ходы, решения, чтобы повысить эффективность работы. И мы начали разрабатывать проект ГЭС: глобальной электронной системы обучения граждан Союзного государства.
- Союзные органы вашу работу поддержали?
- Конечно. Первым, кому мы презентовали предварительно отработанный проект, был Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Он приезжал к нам со своими коллегами, мы устроили подробную презентацию, на которую Павел Павлович выделил полдня. Надо отдать ему должное: он проявил очень высокий уровень понимания проблемы, которым я был просто восхищен. Павел Бородин, замечу, вообще большой интеллектуал: ему не надо много объяснять, он идеи схватывает с ходу и быстро развивает мысли. Короче, проект всех заинтересовал, мы потом представляли его более широкому кругу людей в аппарате Союзного государства. Были там и представители Беларуси. Нынешний посол Беларуси в России Василий Долголев активно участвовал в разработке проекта еще в ранге постоянного представителя Президента Беларуси в России. Мы ему о проекте рассказывали, он показался Долголеву весьма полезным. Теперь и Василий Хрол в продвижении идеи участвует - как заместитель Бородина. Он был у нас в университете, помогал с организацией конференции, которая, кстати, проводится за счет средств МЭСИ.
- В проекте глобальной электронной системы важная роль одного из звеньев отводится минскому филиалу МЭСИ. Как ему работается?
- По-разному, были и трудности. Но когда мы продемонстрировали, что делаем, где и как работаем, то нас включали в национальную систему образования Беларуси. А конференцию мы собрали, чтобы предложить интеллектуальному сообществу Беларуси в новом формате то, что делаем. И обсудить, как же нам дальше развиваться в контексте проблем электронного обучения в развитых и развивающихся странах. Я полагаю, что и Россия, и Беларусь весьма серьезно в этом отстают от бурно развивающихся стран. Разрыв весьма существенный: минимум лет на 10. Но поскольку мы работаем в пилотном режиме, то нам важно было здесь начать дискуссию на тему будущего университетов. Какими они будут? В какую сторону развиваются? Это нужно, чтобы коллеги понимали: мы таковыми - университетом будущего - и являемся в некоторой степени. Чтобы нас не отторгали, а использовали наш опыт. В том числе и на благо развития системы образования Беларуси.
- Владимир Павлович, в докладе вы говорили о создании первоначально двух центров глобальной системы - в Москве и Минске, в которых будут объединенные репозитарии знаний, не так ли?
- Да, речь идет о двух центрах, объединяющих технологии, людские ресурсы. Нужно прежде всего создать условия для перемещения знаний в обе стороны. Сегодня, если брать в пример наш филиал, больше движения из России в Беларусь. Идут и технологии, и системы обучения, и собственно сами учебные материалы. Но мы убеждены: Беларусь обладает огромными интеллектуальными ресурсами. Только надо правильно их организовать и использовать. И направить поток также и в сторону России. И это будет только первая фаза взаимного экспорта образования. Ведь наш университет уникален: в нем учится огромное количество иностранных студентов. А мы хотим, чтобы опыт Беларуси использовался для обучения студентов других стран. И это уже будет экспорт интеллектуальных ресурсов из Беларуси в третьи страны.
- Как считаете: это будет межгосударственный проект или же проект Союзного государства? Как совместная "скифовская" программа, к примеру, или космическая, давшие хорошие результаты?
- Это, безусловно, проект межгосударственный, но его начало, думаю, возможно и на уровне Союзного государства. Мы считаем, что ГЭС откроет новые возможности в области интеграции. Но есть и третья "ипостась" у этого проекта - он обозначает для граждан, университетов, стран движение в направлении "образование без границ". В выигрыше все участники. То есть путь таков: союзный проект, потом - межгосударственный, и дальше - "образование без границ".
Иван Жданович
МИНСК