Правительство может внести в Госдуму законопроекты об индексации акцизов и снижении налоговой нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти уже на следующей неделе.
Об этом вчера сообщил заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергей Разгулин, выступая на Конгрессе финансовых директоров в Москве.
В апреле, как известно, Бюджетный комитет кабинета министров одобрил предложение минфина по изменению корректирующего коэффициента, который используется для расчета НДПИ в нефтедобывающей отрасли. Необлагаемый налогом минимум с каждой добытой тонны нефти будет увеличен с 9 до 15 долларов. По оценкам минфина, это приведет к снижению налоговой нагрузки по НДПИ на нефть в 2009 году более чем на 100 миллиардов рублей, а в 2010 году - более чем на 110 миллиардов рублей.
Интересно, что в эти законопроекты пока не войдет другое важное предложение минфина - ввести в 2010-2011 годах налоговые каникулы по НДПИ для компаний, добывающих нефть на участках недр, которые расположены на континентальном шельфе России. Эта идея, кстати, также получила положительный отзыв правительства, как ранее сообщал замминистра финансов Сергей Шаталов. Каникулы, напомним, это не что иное, как нулевая ставка НДПИ в течение определенного законом времени. Но вчера Сергей Разгулин лишь сообщил, что "решения, связанные с использованием методов определения количества добытой нефти и налоговых каникул для отдельных участков, будут рассмотрены дополнительно". Он не исключил, что эти решения позднее будут представлены в виде законодательных поправок.
О том, что налоговая нагрузка на нефтяные компании должна снижаться, поскольку подошла к критическому уровню в 70 процентов от их прибыли, говорил премьер-министр Владимир Путин, представляя в Госдуме 8 мая свою экономическую программу. Приоритет нефтянки в наконец-то стартовавшем марафоне по снижению налогов легко объясним не только лоббистскими усилиями заинтересованной стороны, но и оценками самого минфина, до последнего времени ярого противника налоговых поблажек. Налоговая нагрузка на бизнес в 2007 году составила 35 процентов от уровня ВВП, если взять некую среднестатистическую российскую компанию. Но, в зависимости от отрасли, налоговая нагрузка сильно различается. Так, нефтяники отдают 62 процента выручки, газовики - всего 39 процентов. В остальных отраслях, согласно данным ведомства Алексея Кудрина, налоговая нагрузка находится в районе 29 процентов. "Дифференциация НДПИ на газ в виде конкретных предложений пока не обсуждается", - так осторожно вчера предпочел сформулировать свое сообщение Сергей Разгулин, возможно, предвидя новые изменения в налоговой системе.
Неудивительно, что "нефтяная" инициатива минфина получила полную поддержку главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, ведомство которой не раз атаковало минфин за нежелание облегчить налоговое бремя. Эльвира Набиуллина недавно сказала, что "некоторая стагнация добычи нефти, конечно, тревожит", связав это с негибким налоговым курсом. Уточним, что единый подход к налогообложению месторождений означает, что действует, как говорят специалисты, "принцип ватерлинии": те, кто выше ее, зарабатывает сверхприбыли, а другие просто не разрабатывают месторождения и, разумеется, не платят с них налогов. Прежние запасы нефти истощаются, но на смену почти не приходит новых месторождений. А вот налоговая политика, учитывающая особенности месторождений, может дать компаниям возможность их рентабельной разработки. Хотя, конечно, цена на нефть уже подошла к запредельному уровню в 135 долларов за баррель, и это гарантирует нефтяным компаниям весьма высокий уровень прибыли. Тем не менее доводы нефтяников были услышаны властью. И прежде всего их заверения в том, что сэкономленные миллиарды будут направлены именно на инвестиции.
Другой законопроект также, в основном, касается сырьевых компаний. В июне правительство рассмотрит проект закона о совершенствовании контроля за трансфертным ценообразованием и о консолидированной уплате налога на прибыль. Этот документ, регламентирующий отношения между многочисленными подразделениями в составе холдингов, не первый год пытается провести финансовое ведомство. Его представитель отметил: "Законопроект предполагает, что налоговые органы будут контролировать цены в сделках более чем на 100 миллионов рублей между взаимозависимыми лицами". Налогоплательщики будут обязаны представлять документы, обосновывающие ценообразование в таких сделках. Основанием для начисления налогов будет не отклонение на 20 процентов от рыночных цен, как сейчас, а отклонение от всего диапазона рыночных цен.
Кроме того, Сергей Разгулин добавил, что налоговые органы не будут контролировать цены в сделках, заключаемых в рамках консолидированной группы налогоплательщиков: налог на прибыль будет уплачиваться, исходя из конечного результата деятельности такой группы. Возможно и другое новшество в части налога на прибыль - изменение амортизационной политики. Например, сейчас обсуждается возможность увеличения амортизационной премии с 10 до 30 процентов, хотя здесь, судя по всему, единства ведомств в отличие от реформы НДПИ пока не достигнуто.