У России будет финансовый план на пятнадцать лет вперед

Бюджет привяжут к задачам, которые стоят перед экономикой. Такую цель поставили перед собой в минфине при разработке долгосрочного финансового плана на 2009-2023 годы. Его собираются представить в правительство в августе, рассказала вчера журналистам глава недавно созданного департамента долгосрочного финансового планирования минфина Оксана Сергиенко.

При этом долгосрочный финансовый план станет своеобразным дополнением концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, разработкой которого занимается минэкономразвития. А параметры бюджетной системы станут составной частью этой концепции.

Проба пера

Заметим, что к построению долгосрочного финансового плана на такую длительную перспективу минфин приступает впервые. Но аналоги таких документов в других странах существуют много лет, рассказала Сергиенко. Причем подобные документы составляются даже на 35-40 лет. Главная их цель - учесть все риски, которые могут возникнуть перед экономикой, и постараться заранее выработать защитные меры.

Финансовые планы, рассказала Сергиенко, могут строиться двумя способами: снизу, когда за основу берутся заявки из различных ведомств, и сверху, когда во главу угла ставятся экономические цели. Минфин возьмет на вооружение второй вариант. Он посмотрит, как растет экономика, где существуют проблемы и перекосы и как можно их сгладить. В этом документе должны быть учтены цели социально-экономического развития. Например, пояснила Сергиенко, мы должны понимать, чего хотим достичь при проведении преобразований в пенсионной системе: каким должен быть коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к зарплате, - 26, 30 или 40 процентов? По мнению Сергиенко, прежде всего надо будет обратить внимание на демографическую ситуацию и пенсионную систему. А среди отраслей, которым, судя по всему, предстоит уделить наиболее пристальное внимание, окажутся здравоохранение, образование, наука и социальная сфера. По крайней мере, именно такие выводы можно сделать исходя из тех задач, которые прописываются в концепции-2020.

Пляшем от нефти

Безусловно, будут учитываться и цены на нефть. Как известно, это самый непредсказуемый фактор. И в минфине, не стала скрывать Сергиенко, озабочены тем, что даже при достаточно высоких ценах на нефть доля нефтегазовых доходов постепенно будет снижаться. Поэтому финплан разработают в нескольких вариантах - базовый, исходящий из средних прогнозов по ценам на нефть и нынешней налоговой системы, и с учетом как возможного повышения, так и снижения нефтяных цен.

Еще одна важная задача финансового плана - повысить эффективность расходов бюджета. По экспертным оценкам, резерв здесь может составлять от 10 до 50 процентов. Это, впрочем, не означает, что будут забирать средства у неэффективных отраслей и передавать их в более эффективные. Резерв можно найти и внутри одной отрасли. Например, просчитать, что эффективнее - амбулаторное или стационарное лечение, пояснила Сергиенко.

Заметим, что о необходимости подгонять бюджет под экономические цели, а не наоборот, давно говорят многие эксперты. И теперь их пожелания совпали с намерениями минфина. Однако это не значит, что во имя роста экономики министерство готово согласиться на рост государственных расходов. Напротив, вчера Сергиенко говорила о том, что расходы необходимо снижать. Именно они, считают в минфине, являются одним из главных ускорителей инфляции. Так, например, в прошлом году темпы роста экономики составили 6,8 процента, а непроцентные бюджетные расходы выросли на 17 процентов. В дальнейшем, обещает Сергиенко, темпы увеличения расходов должны быть такими же, как темпы роста экономики. Причем эту задачу собираются решить в течение ближайшей трехлетки.

Перегрев

Что касается инфляции, то она, привела свежие данные Сергиенко, составила за пять месяцев этого года 7,6 процента. И именно разогнавшийся рост цен в минфине считают главным признаком так называемого "перегрева экономики". Опасность такой ситуации заключается в том, что постепенно инфляция приводит к замедлению темпов экономического роста.

Еще один негативный момент - ее влияние на самое бедное население. Так, если в первом квартале этого года инфляция составила 4,8 процента, то для бедного населения цены выросли на 6,9 процента. Таким образом, инфляция, по сути дела, съедает увеличение доходов. Кроме того, она негативно сказывается на инвестиционной активности. В большинстве развитых стран мира главным источником ресурсов для инвестиций на длительный срок являются пенсионные и страховые фонды. Но при высокой инфляции население не склонно вкладывать деньги в такие инструменты, оно стремится как можно быстрее их потратить.

При этом в минфине по-прежнему считают, что больше всего на инфляцию влияют монетарные факторы. И за последние годы их воздействие выросло: если в 2006 году вклад монетарных факторов в инфляцию составлял 5,7 процента, то в 2007 году - уже 6,7 процента. В беседе с журналистами Сергиенко напомнила, что сейчас специально созданная рабочая группа, которую возглавляет вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, работает над пакетом антиинфляционных мер. Впрочем, когда он может быть принят, Сергиенко не знает.

анонс

Горячая линия: 8-800-200-09-09

По этому телефону все, кто связан с малым бизнесом, могут задать свои вопросы директору департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Андрею Шарову. И узнать о том, какие льготы появятся в ближайшее время у предпринимателей.

Звоните в среду, 28 мая, с 14 до 15 часов по московскому времени.

Звонки из всех регионов страны бесплатные.