Экспозиция Роскосмоса в Берлине собрала аншлаг

На аэросалоне в Берлине Россия впервые сделала ставку на демонстрацию своих достижений в области гражданской авиации и мирного освоения космоса.

Мирный дебют высокотехнологичной продукции России оказался удачным. Интенсивные деловые переговоры начались буквально в первые часы работы авиасалона. Особенно приподнятое настроение - у делегации фирмы "Сухой" и ее руководителя Михаила Погосяна. За неделю до открытия ILA-2008 впервые в воздух поднялся гражданский авиалайнер "СухойСуперДжет-100". Он и стал основой экспозиции фирмы, прославившейся боевыми самолетами.

По словам президента самолетостроительной фирмы "Иркут" Олега Демченко, в производстве и экспорте продукции военного назначения наша страна доминирует в значительном секторе мирового рынка. Пришло время наверстывать упущенное в гражданском авиастроении. Напарником SSJ-100, скорее всего, станет другой суперлайнер - магистральный самолет нового века МС-21, разработка которого сегодня интенсивно идет на "Иркуте".

Наряду с авиастроением значительное место в российской экспозиции заняли предприятия космической индустрии, делегацию которой возглавил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов. Отвечая на вопросы корреспондента "Российской газеты", он подчеркнул, что наша страна держит первое место в мире по пусковым услугам, а сейчас стоит задача - выйти на новые рубежи в таких областях, как космическая навигация, спутниковая связь, дистанционное зондирование Земли. Значительное внимание Роскосмос уделяет расширению сотрудничества с Европейским космическим агентством, а также созданию ракетно-космического комплекса "Союз" на космодроме Куру.

По словам Перминова, создается принципиально новый пилотируемый комплекс, который должен прийти на смену "Союзу". Он будет включать в себя ракету-носитель и спускаемый аппарат. Новая ракета будет гораздо мощнее нынешней, а спускаемый аппарат рассчитан не менее чем на шесть космонавтов. При этом можно будет варьировать полезную нагрузку: либо брать максимальное количество людей, либо использовать аппарат как чистый грузовик. Он будет фактически многоразовым, так как значительная часть его оборудования станет использоваться многократно.

Создание такого комплекса возможно лишь при широкой международной кооперации. Ее формирование начнется в ближайшем будущем, на салоне ILA-2008 консультации в этом направлении идут активно.

Экспозиция Роскосмоса на салоне привлекала внимание ведущих мировых специалистов в области космонавтики, прежде всего европейских. Это наглядно показала и пресс-конференция нашей делегации. Ее очень профессионально вел видный публицист, постоянный автор "Российской газеты" Александр Рар. Большой зал до отказа забили журналисты ведущих европейских СМИ. По словам Рара, это был настоящий аншлаг российской авиационно-космической промышленности. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров уверенно заявил, что в ближайшем десятилетии ОАК должен занять прочные позиции в тройке мировых лидеров авиастроения. Все предпосылки к этому действительно есть.

Первый день работы ILA-2008 омрачился небольшим летным происшествием. Энтузиасты восстановили и поставили на крыло несколько "мессершмитов", в том числе первый реактивный самолет Ме-262. Естественно, они оказались своеобразной сенсацией салона и летали очень много. Но при заходе на посадку подломилось шасси у Ме-109, и "мессер" опасно зарылся в землю. К счастью, обошлось без жертв и пожара.