К сожалению, ДТП с участием автобусов, перевозящих детей, не редкость, особенно летом, в период школьных каникул.
Совсем недавнее сообщение: на 33-м километре трассы Симферополь-Николаевка (Крым) "Икарус", в котором находились туристы из России, в основном дети, столкнулся с джипом.
МЧС Крыма сообщило, что в аварии виноват водитель: "Ни схемы маршрута экскурсии, ни лицензии на осуществление коммерческой перевозки пассажиров у водителя "Икаруса" не было".
Причины аварий с "детскими" автобусами самые разные - тут и несоблюдение водителями элементарных Правил дорожного движения, и техническое состояние автобусов, и безалаберность лиц, ответственных за перевозку. Плюс несовершенство сегодняшних нормативов, регламентирующих перевозку детей и излишне либеральных к нарушителям.
Первая ласточка
Сейчас отечественные автобусы для перевозки детей - чаще всего обычные серийные машины, в лучшем случае слегка переоборудованные. Но переоборудованные именно слегка, поскольку переоборудование, как правило, ограничивается лишь добавлением ремней безопасности.
Увы, но стандартам безопасности из отечественных машин на сегодняшний день соответствует лишь один автобус - КАВЗ-39765 "Школьный", выпускаемый Курганским автобусным заводом. Эта машина разработана в рамках федеральной программы "Дети России", поэтому автобус проектировался и делался именно для перевозки детей, а не для работы на неторопливых городских пассажирских маршрутах.
Машины КАВЗ-39765 изначально окрашены в желтый цвет и уже на конвейере оснащаются ремнями безопасности и устройствами ограничения скорости (не более 60 км/ч). Кроме того, есть дублирующая тормозная система, громкая связь водителя с салоном, соблюдены безопасные расстояния между сиденьями.
Но мало, пока крайне мало таких вот специализированных желтых автобусов на наших дорогах.
Как по правилам
Требования наших ПДД по отношению к автотранспортным средствам, предназначенным для перевозки детей, повторюсь, пока гораздо либеральнее, чем, например, в США. Так, пункт 22.6 наших ПДД гласит: во-первых, перевозка детей должна осуществляться "в соответствии со специальными правилами" в автобусах (или в грузовиках с кузовом-фургоном), имеющих знак "Перевозка детей" и, во-вторых, "с детьми должен находиться взрослый сопровождающий".
Вот, собственно, и все, если не считать пункт 22.7, согласно которому "водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки". Маловато по сравнению с зарубежными требованиями (см. "А как у них").
Так что же это за "специальные правила", о которых говорится в пункте 22.6?
Родители, внимание!
О "специальных правилах" говорится в объемном документе от 21 сентября 2006 года, подписанном Главным государственный санитарным врачом РФ и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ. Название у документа сложное, но точное: "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом".
Конечно, это всего лишь рекомендации, но если им строго следовать, можно предотвратить многие чрезвычайные происшествия.
Итак, допустим, вы мама или папа школьника, собравшегося в автобусную экскурсию.
В назначенное время вы привезли ребенка в нужное место и увидели нечто, напоминающее автобус. Если у вас вкрались сомнения относительно данного транспортного средства, вы в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" вправе потребовать у организаторов поездки информацию о качестве и полноте подготовки как автобуса, так и водителя.
Вот основные рекомендации, без соблюдения которых перевозка детей попросту опасна:
1. Если автомобильная колонна состоит из трех и более автобусов, то впереди должна обязательно двигаться машина сопровождения ГИБДД. А если автобусов более 10, то и сзади колонны тоже.
Для этого исполнитель и заказчик не позднее чем за трое суток до начала перевозки обязаны представить в соответствующие отделы ГИБДД официальное уведомление.
2. Если длительность автобусной поездки до 12 часов, автобус ведет один водитель, если больше - экипаж должен состоять из двух водителей.
3. Экскурсионные и туристические поездки производятся только в светлое время суток. С 23.00 до 7.00 они запрещены.
4. Родители вправе ознакомиться с договором, заключенным между заказчиком и исполнителем на перевозку детей.
При этом исполнитель обязан предъявить лицензию на данный вид деятельности и лицензионную карточку на эксплуатируемое транспортное средство.
5. У водителя должен быть непрерывный трехлетний стаж работы на автомобильных транспортных средствах категории "Д". При этом водитель не должен иметь нарушений действующих ПДД за последние три года.
6. Автобус должен быть оборудован:
- двумя огнетушителями, один - в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне;
- квадратными опознавательными знаками желтого цвета с каймой красного цвета, с черным изображением символа дорожного знака 1.21 "Дети", которые должны быть установлены спереди и сзади автобуса;
- двумя автомобильными аптечками первой помощи;
- двумя противооткатными упорами;
- знаком аварийной остановки;
- при следовании в колонне - информационной табличкой с указанием места автобуса в колон-
не (она устанавливается на лобовом стекле справа по ходу движения);
- автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 01.01.98 г. и используемые в туристических поездках, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути, скорости движения, времени работы и отдыха водителя;
- водители автобуса должны иметь продолжительность междусменного отдыха перед поездкой не менее 12 часов;
- двигаться только с включенным ближним светом фар;
- организаторы поездки должны отложить отправление автобуса, если дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности.
"Мы строим автобусы, в которых будут ездить наши дети"
Специальные автобусы для перевозки детей первыми в мире создали в США в 30-х годах прошлого века.
Выкрашенные в яркий желтый цвет, они нам хорошо знакомы по голливудским фильмам. Таких машин в США насчитывается сегодня около полумиллиона. Все они принадлежат частным компаниям.
Какие технические требования предъявляет государство к автобусам этих компаний?
Обязательны тормоза с дублирующей системой и запасные выходы, ремни безопасности. Обязателен специальный проблесковый маячок на крыше, освещаемый знак STOP (откидывается на остановках), трап для инвалидного кресла, система видеонаблюдения за салоном.
Кроме того, рама такого автобуса изначально усилена стальными лонжеронами, которые не дадут кузову смяться в гармошку даже при лобовом ударе. Остекление - травмобезопасно.
Разработано несколько моделей школьных автобусов в зависимости от вместимости и дальности поездок.
Все желтые автобусы имеют строгий приоритет на дорогах - водители других машин при попутном движении обязаны остановиться не менее чем за шесть метров до ведущего погрузку/выгрузку детей желтого автобуса и не менее чем за 15 метров - при движении навстречу.
При посадке/высадке на автобусе загораются желтые и красные огни, которые для других участников движения равнозначны сигналам светофора: желтый - требуется внимание и готовность остановиться, красный - немедленно остановиться. За нарушение этого пункта правил провинившегося ждет штраф в тысячу долларов или лишение водительских прав на год.
В результате жесткого (а скорее - жесточайшего) соблюдения этих требований, по данным национального совета безопасности, желтые автобусы в США - самый безопасный вид транспорта. Их аварийность в 100 раз ниже, нежели у прочего транспорта, включая самолеты и пассажирские поезда!
Кстати, все начинается еще на автозаводах. Производители школьных автобусов декларируют простую формулу: "Мы строим автобусы, в которых будут ездить наши собственные дети".
Коротко и ясно.