С конвейера "БелАЗа" сошел 130-тысячный самосвал

130 тысяч машин - много ли это для предприятия, которое вскоре отметит 60-летний юбилей? Отвечая на вопрос корреспондента "СОЮЗа", генеральный директор "БелАЗа" Петр Пархомчик приводит сразу несколько цифр: сегодня 30 процентов тяжелых карьерных самосвалов в мире - белорусской марки. Они работают в 60 странах. Но Россия была, есть и будет главным для предприятия партнером. В советские времена она потребляла подавляющее количество всей продукции

"БелАЗа", и сегодня эта доля очень велика - более 55 процентов. Можно сказать и по-другому: практически все карьерные автомобили, которые приобретают сегодня российские предприятия, белорусского производства. Именно эту продукцию предпочитают угледобывающие предприятия Кузбасса, металлургические и горнодобывающие комбинаты Уральского региона, Якутии, Дальнего Востока, Кольского полуострова, Курской магнитной аномалии. При том что на российском рынке конкурируют ведущие мировые фирмы по производству карьерного транспорта.

Чтобы столь убедительно выиграть это напряженное состязание, жодинские тяжеловозы должны быть самыми надежными, грузоподъемными, эффективными. Таким, к слову, и является "юбиляр" - в его кузове поместится 220 тонн груза, как в четырех железнодорожных вагонах!

- По мягкости хода, скоростным характеристикам, надежности это одна из лучших машин, - пояснил заместитель главного конструктора "БелАЗа" Геннадий Болдырев. - Таких уже немало работает на российском предприятии "Кузбассразрезуголь", куда отправится и юбилейный автомобиль.

Адрес не случайный. На кемеровских угольных разрезах сегодня работает около 500 белорусских тяжеловозов. Туда поступает практически каждый пятый жодинский самосвал, продаваемый в Россию. Именно там проходят обкатку новейшие модели, в том числе и первые 320-тонные гиганты, сборку которых "БелАЗ" начал в 2005 году. А в нынешнем завод изготовит еще три таких самосвала. Сделали бы и больше, но заполучить за рубежом "обувь" для гиганта - проблема. Ситуация изменится к 2012 году, когда белорусское ОАО "Белшина" начнет изготавливать покрышки нужного диаметра. К этому времени завершится и очередная масштабная реконструкция самого БелАЗа, выпуск продукции на котором возрастет примерно в 1,8 раза. Это будут еще более современные машины грузоподъемностью от 30 до 360, а возможно, и 500 тонн!

Есть у этой "медали" и оборотная сторона, которую очень четко представляют себе белорусские автомобилестроители. Ведь прежде чем в Россию отправятся жодинские самосвалы, оттуда должны прийти вагоны с металлом, электрооборудованием, сотнями других материалов, узлов и деталей. Так повелось издавна, когда еще при СССР огромный завод в Жодино строила вся страна. Но сегодня право поставлять свою продукцию на конвейер известного во всем мире предприятия надо ежедневно доказывать высоким качеством изделий, приемлемой ценой, строгим соблюдением обязательств. А это удается не всем. Вот и просят зачастую российские же заказчики оснастить самосвал импортным двигателем, сделать кузов из импортного металла. Можно ли обойтись собственными силами?

И в России, и в Беларуси многие специалисты уверены: можно! Именно поэтому несколько лет назад "БелАЗ" и ряд российских родственных предприятий сообща разработали проект программы Союзного государства под названием "Карьерный транспорт". В Беларуси она прошла необходимые согласования, но ее реализация застопорилась. В рыночных условиях интересы некоторых собственников уникальных производств оказались отличными от общих целей. Однако, похоже, ситуация меняется. Это со всей очевидностью показал недавний визит в Минск губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, в ходе которого он поднял вопрос о создании в Уральском регионе предприятия по сборке жодинских карьерных самосвалов. В Беларуси идею поддержали. Создана совместная рабочая группа, которая обобщает необходимые цифры и факты и к концу года должна вынести вердикт о том, в каком виде лучше создавать совместное предприятие. К слову, российские специалисты прибыли на "БелАЗ" по случаю сборки 130-тысячной машины.

В следующем году, по словам Петра Пархомчика, СП должно начать работу. Но сотрудничество развивается и по другим направлениям. Недавно в Мурманской области успешно прошли испытания 130-тонного белорусского самосвала, оснащенного генератором, тяговыми двигателями, другой электрикой санкт-петербургского ОАО "Силовые машины". Есть планы изготовить еще пять таких автомобилей, а также разработать важнейшие электрические агрегаты для других моделей. По этому поводу генеральный директор БелАЗа намерен в ближайшее время выехать в город на Неве.

С ОАО "Северсталь", Ново-Троицким металлургическим комбинатом, московским институтом имени Бородина активно создаются новые типы стали, способной противостоять возрастающим нагрузкам. Не менее важная совместная цель - вернуть на "БелАЗ" российские двигатели, сделав их конкурентоспособными по сравнению с импортными. "Мы не видим будущего наших машин без российского дизеля", - заявил по этому поводу заместитель главного конструктора "БелАЗа" Геннадий Болдырев. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Недавно в эксплуатацию направлен самосвал, оснащенный двигателем Тутаевского моторного завода. Специалисты ждут, как он покажет себя в деле.

Как видим, вслед за появлением в России сборочных производств, где сообща изготавливаются лучшие образцы разработанных в Беларуси тракторов, сельскохозяйственной техники, Союзное государство стоит на пороге создания еще одного крупнейшего холдинга - по выпуску карьерных самосвалов. Подобный переход от простого товарообмена к объединению финансовых, производственных и интеллектуальных усилий значительно повышает КПД интеграции, эффективно работает на создание единого экономического пространства.