Нефтянке, в последнее время исправно поработавшей на бюджет, наконец-то обещаны послабления. На первом же заседании президиума правительства РФ было объявлено о налоговых каникулах для нефтяных компаний, разрабатывающих месторождения на шельфе, на Ямале и в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также о том, что необлагаемый минимум при расчете НДПИ будет повышен с 9 до 15 долларов за баррель, что смягчит фискальное бремя для всех нефтяных компаний. Как отзовется все это на отрасли?
Дифференциация
через льготы
О возможности введения подобных налоговых каникул для нефтяников Владимир Путин заявил еще 8 мая 2008 года, когда выступал перед депутатами Госдумы. Теперь на заседании президиума он пошел дальше, заговорив о том, что для увеличения добычи нефти и стимулирования нефтепереработки "требуется принять целый комплекс мер". При этом, считает премьер, одновременно надо "усовершенствовать систему учета добываемого сырья".
Пора: добыча нефти и газа на давно освоенных месторождениях вступила в стадию стагнации. Создавать новый потенциал отныне придется уже на фоне быстро растущих расходов компаний, технических трудностей и нехватки квалифицированных кадров. Все эти проблемы уже привели к отсрочкам в разработке крупнейших нефтяных и газовых месторождений. Что только усугубило как ситуацию с затратами на проекты, так и проблему российских энергопоставок на внутренний и внешний рынки.
Среди основных причин удорожания и затягивания с реализацией крупных нефтегазовых проектов нельзя не выделить проблемы правового и налогового характера. Прежде всего речь идет о "плоском налогообложении", введенном с 2002 года и включавшем в себя поэтапное введение сначала единого налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ (вместо дифференцированных по объектам роялти, акциза и налога на воспроизводство сырьевой базы), а затем и замораживание режима раздела продукции.
В итоге компании стали выбирать те лицензии, что получше, концентрируя усилия именно на них и отбрасывая "за ненадобностью" все остальное. Пока НК успешно наращивали свои доходы, государству, создавшему эти безумные правила игры, оставалось лишь наблюдать за исчерпанием лучших месторождений и соответственно неуклонным ухудшением структуры запасов в стране. Можно ли надеяться, что теперь ситуация изменится к лучшему?
Беда в том, что о глубоком реформировании НДПИ никто не говорит, речь идет о косметическом исправлении "отдельных недостатков" - смягчении налогового бремени да о каникулах, которые, как известно, имеют свои временные границы. Значит, опять принцип "бери, что ближе лежит" никто под сомнение не ставит, а поиск разумной налоговой нагрузки и впредь будет проводиться как учебное бомбометание: недолет - перелет?
Сколько и куда
Статс-секретарь, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов по итогам заседания президиума сообщил, что для месторождений на российском шельфе будут установлены налоговые каникулы на 10-15 лет, а для разработчиков Ямала и Тимано-Печоры - на семь лет. По его словам, решения по налоговой нагрузке для разных регионов будут неодинаковые и, по-видимому, вступят в действие уже с 2009 года.
Конечно, минфин рассчитывает, что эти средства будут направлены на инвестиционное развитие - иначе не стоило и затеваться. Однако для многих компаний инвестиции в новые проекты сегодня - далеко не самый эффективный способ использования доходов, подаренных государством. В условиях противоречивой энергетической госполитики (в отношении прав собственности нефтегазовых компаний, налоговой системы, отношения к иностранным инвестициям и т.п.) прогнозировать инвестиционные планы участников рынка весьма непросто.
Минфин уже озвучил свои оценки предложенных налоговых новаций - в 2009 году эти льготы дадут нефтяным компаниям порядка 105 миллиардов рублей. Нефтегазовые доходы согласно проекту госбюджета на 2009 год должны составить 7421,2 миллиарда рублей, из них 2385,8 - это доходы нефтегазовые, а НДПИ - 845,8. Следовательно, льготы составят порядка 5 процентов всех нефтегазовых доходов или 12 процентов НДПИ.
По оценкам эксперта Госдумы Елены Дьячковой, при действующей ставке НДПИ доля этого налога в цене нефти составила в феврале 2008 года 21 процент, а по новой формуле расчета НДПИ снижение ставки может привести к сокращению доли НДПИ в цене только на 1 процент. Учитывая, что суммарная налоговая нагрузка составила уже около 80 процентов, ее снижение до 79 процентов вряд ли будет ощутимо.
Это означает, что для рентабельного освоения новых месторождений неизбежно потребуются дополнительные меры, такие, как налоговые каникулы для всех морских месторождений, льготы по экспортной пошлине, внесение изменений в порядок начисления амортизации и т.п. Или активизация использования режима СРП, который был отправлен в нокдаун еще кабинетом Михаила Касьянова.
Проблема
не в нагрузке
Проблема не столько в самой налоговой нагрузке, сколько в том, что она должна быть разумной и адресной: если у компании богатое месторождение - с него нужно платить больше, а с бедного - меньше. Есть принципиальная разница между введением налоговых льгот для отдельных регионов и адекватностью налоговой нагрузки для конкретных проектов.
Та система налогообложения нефтяников, которую ввели с 2002 года, заставляет компании снимать сливки: с любой тонны нефти все платят НДПИ по одной и той же формуле, при экспорте нефти - одну и ту же пошлину и в довершение у них один и тот же налог на прибыль.
Если изменить формулу НДПИ или ввести каникулы по уплате этого налога, например для шельфа, то сохранится прокрустово ложе для всех шельфовых месторождений. И никакой дифференциации между ними! А ведь известно, что и по североморским, и по сахалинским шельфовым проектам разница в доходности составляет 5-7 раз! Если налоговую планку установить по верхнему уровню - ни одно месторождение нельзя разрабатывать, если по нижнему - все можно, но зато государство отдаст причитающуюся ему ренту тем компаниям, которые разрабатывают наиболее богатые участки.
Недифференцированный подход к налогообложению месторождений означает, что действует "принцип ватерлинии": те, кто оказался выше ватерлинии - плывут, зарабатывают сверхприбыли; кто ниже - тонут, разоряются, консервируют ставшие нерентабельными месторождения. Значит, такие месторождения "замерзают" и с них не платятся налоги. Поэтому если просто опустить ватерлинию за счет налоговых послаблений, то, конечно, какие-то дополнительные месторождения компании смогут начать разрабатывать, поскольку такие работы станут рентабельными. Но могут использовать эти дополнительные прибыли и другим образом, например, на увеличение выплат дивидендов...
Проблема не в том, чтобы просто снизить налоговое бремя, а в том, чтобы простимулировать добычу на разных по качеству месторождениях. Согласно закону "О недрах" право пользования недрами передается на условиях конкурса или аукциона, т.е. тендер по каждому месторождению предполагает индивидуальный подход к каждому проекту, инвестиционную привлекательность которого можно подсчитать. Отказ от такого индивидуального подхода, ведение элементарной налоговой уравниловки уже привели к плачевным результатам.