Игорь Левитин: Приоритет будет отдаваться регионам, готовым сотрудничать на условиях софинансирования

В первые летние дни на центральных дорогах городов Черноземья наблюдается постоянный пробковый затор. Белгородские власти нашли выход из этой ситуации, построив дублера главной магистрали города. В церемонии открытия автодороги принял участие министр транспорта России Игорь Левитин.

На "зеленой волне" не выплыли

Новая магистраль соединила северный выезд из города с улицей Студенческой. До этого основной поток машин, въезжающих в областной центр, шел по главной транспортной артерии города - проспекту Богдана-Хмельницкого - и, естественно, в час пик прилегающие к ней улицы были запружены автомобилями. Новая дорога, которая обошлась региональному бюджету в 320 миллионов рублей, позволила значительно разгрузить центр города.

О путях, идущих в обход главного проспекта, говорили давно, но по разным причинам их строительство то откладывалось, то, начавшись, замораживалось. А проблему пробок пытались решать менее затратными способами.

В первую очередь - это попытки контроля за самим движением. Две трети всех городских светофоров - а сегодня в Белгороде их насчитывается более полусотни - являются частью автоматической системы управления движением (АСУД). Главная задача системы - борьба с пресловутыми пробками. Все входящие в АСУД светофоры подчиняются компьютерной программе, благодаря которой, собственно говоря, и существует эффект "зеленой волны", о котором слышали многие. Однако мало кто из автолюбителей знает, что скорость ее зависит от многих факторов - диспетчеры периодически меняют программу регулировки. Так, при нормальных погодных условиях оптимальной для водителя является скорость 55-60 километров в час, при гололеде или снегопаде - 35-40. Кроме того, у АСУД существуют летний и зимний, дневной и ночной режимы. Работа светофоров подстраивается и под конкретную улицу в определенное время суток - в зависимости от того, в каком направлении движется больше машин. Несмотря на такую оптимизацию системы регулирования транспортных потоков, постоянное расширение основных городских магистралей и даже превращение некоторых улиц в дороги с односторонним движением, с каждым годом количество заторов продолжало возрастать. Это происходит и из-за увеличения общего числа автомобилей в Белгороде, и из-за того, что многие горожане постепенно перебираются в активно застраивающиеся пригороды и каждое утро вынуждены добираться из дома на работу и обратно на машине.

- Я уже семь лет ежедневно езжу из Дубового (ближайший пригород - "РГ") в Белгород, - рассказывает корреспонденту "РГ" белгородец Артем Носырев, - еще два-три года назад на дорогу тратил минут десять от силы. Теперь, чтобы попасть на работу вовремя, надо выезжать из дома минимум за полчаса, а то и больше - пробка на въезде в город растягивается не на один километр. И это с учетом того, что совсем недавно построили объездную дорогу.

Дорожный чек региону

Именно обходные пути, по мнению властей, и должны стать решением проблемы загруженности белгородских улиц, однако строительство путепроводов большой мощности - дело затратное, и своими силами области такие проекты не осилить. Еще не так давно "дорожные" деньги из федерального бюджета обходили область стороной, однако теперь, судя по всему, ситуация может измениться.

Пробки на дорогах пытались ликвидировать менее затратными способами, но эффект от этого - локальный

- Очень плохо, когда у региона нет своих четких планов по реконструкции дорожной сети, - разъясняет позицию федеральной власти почетный гость церемонии открытия северного обхода Белгорода министр транспорта РФ Игорь Левитин, - в Белгороде все расписано до 2015 года. То, что я увидел - в частности применение новых технологий в строительстве - правильное направление. В настоящее время в правительстве подготовлен план строительства дорог, и в первую очередь финансовые потоки будут направлены в те регионы, которые сами выделяют деньги. Белгородская область - одна из тех, кто готов сегодня сотрудничать на условиях софинансирования, таким регионам и будет отдаваться приоритет. Ранее в данный регион мы вкладывали мало средств, потому что область справлялась сама, но теперь видим, что этого недостаточно. Функция по обеспечению транспортного транзита - больше федеральная, чем региональная.

Взять город в кольцо

Именно на условиях софинансирования - по принципу "пятьдесят на пятьдесят" - будет реализовываться новый не менее масштабный дорожный проект: Западный обход соединит все тот же северный выезд на Москву и микрорайон Спутник, обеспечив таким образом возможность проехать из одного конца города в другой, не попадая в его центр.

- Строительство этой дороги, - говорит губернатор Белгородской области Евгений Савченко, - снимет многие вопросы, связанные с непроходимостью города в часы пик. Здесь будут и мосты, и многоуровневые развязки. Дорога будет стоить около четырех миллиардов рублей: два - это наши обязательства и два - из федерального бюджета.

Эта трасса замкнет внутреннее транспортное кольцо и существенно перераспределит транспортные потоки, значительно разгрузив центр Белгорода. Параллельно с этим некоторые микрорайоны индивидуальной жилой застройки, которые оторваны сегодня от основных автомагистралей, получат доступ к городской инфраструктуре.

Кстати

В ходе своего визита в Белгородскую область министр транспорта Игорь Левитин заявил о намерении строительства магистрали-дублера федеральной трассы Москва-Белгород, которая пройдет в обход населенных пунктов. Если правительству удастся найти частных инвесторов, то этот путепровод будет одной из первых платных дорог в стране, если же бизнес не изъявит желания участвовать в этом проекте, то трасса-дублер будет построена на федеральные средства, однако сроки сдачи в эксплуатацию несколько сдвинутся.