В первые летние дни на центральных дорогах городов Черноземья наблюдается постоянный пробковый затор. Белгородские власти нашли выход из этой ситуации, построив дублера главной магистрали города. В церемонии открытия автодороги принял участие министр транспорта России Игорь Левитин.
На "зеленой волне" не выплыли
Новая магистраль соединила северный выезд из города с улицей Студенческой. До этого основной поток машин, въезжающих в областной центр, шел по главной транспортной артерии города - проспекту Богдана-Хмельницкого - и, естественно, в час пик прилегающие к ней улицы были запружены автомобилями. Новая дорога, которая обошлась региональному бюджету в 320 миллионов рублей, позволила значительно разгрузить центр города.
О путях, идущих в обход главного проспекта, говорили давно, но по разным причинам их строительство то откладывалось, то, начавшись, замораживалось. А проблему пробок пытались решать менее затратными способами.
В первую очередь - это попытки контроля за самим движением. Две трети всех городских светофоров - а сегодня в Белгороде их насчитывается более полусотни - являются частью автоматической системы управления движением (АСУД). Главная задача системы - борьба с пресловутыми пробками. Все входящие в АСУД светофоры подчиняются компьютерной программе, благодаря которой, собственно говоря, и существует эффект "зеленой волны", о котором слышали многие. Однако мало кто из автолюбителей знает, что скорость ее зависит от многих факторов - диспетчеры периодически меняют программу регулировки. Так, при нормальных погодных условиях оптимальной для водителя является скорость 55-60 километров в час, при гололеде или снегопаде - 35-40. Кроме того, у АСУД существуют летний и зимний, дневной и ночной режимы. Работа светофоров подстраивается и под конкретную улицу в определенное время суток - в зависимости от того, в каком направлении движется больше машин. Несмотря на такую оптимизацию системы регулирования транспортных потоков, постоянное расширение основных городских магистралей и даже превращение некоторых улиц в дороги с односторонним движением, с каждым годом количество заторов продолжало возрастать. Это происходит и из-за увеличения общего числа автомобилей в Белгороде, и из-за того, что многие горожане постепенно перебираются в активно застраивающиеся пригороды и каждое утро вынуждены добираться из дома на работу и обратно на машине.
- Я уже семь лет ежедневно езжу из Дубового (ближайший пригород - "РГ") в Белгород, - рассказывает корреспонденту "РГ" белгородец Артем Носырев, - еще два-три года назад на дорогу тратил минут десять от силы. Теперь, чтобы попасть на работу вовремя, надо выезжать из дома минимум за полчаса, а то и больше - пробка на въезде в город растягивается не на один километр. И это с учетом того, что совсем недавно построили объездную дорогу.
Дорожный чек региону
Именно обходные пути, по мнению властей, и должны стать решением проблемы загруженности белгородских улиц, однако строительство путепроводов большой мощности - дело затратное, и своими силами области такие проекты не осилить. Еще не так давно "дорожные" деньги из федерального бюджета обходили область стороной, однако теперь, судя по всему, ситуация может измениться.
- Очень плохо, когда у региона нет своих четких планов по реконструкции дорожной сети, - разъясняет позицию федеральной власти почетный гость церемонии открытия северного обхода Белгорода министр транспорта РФ Игорь Левитин, - в Белгороде все расписано до 2015 года. То, что я увидел - в частности применение новых технологий в строительстве - правильное направление. В настоящее время в правительстве подготовлен план строительства дорог, и в первую очередь финансовые потоки будут направлены в те регионы, которые сами выделяют деньги. Белгородская область - одна из тех, кто готов сегодня сотрудничать на условиях софинансирования, таким регионам и будет отдаваться приоритет. Ранее в данный регион мы вкладывали мало средств, потому что область справлялась сама, но теперь видим, что этого недостаточно. Функция по обеспечению транспортного транзита - больше федеральная, чем региональная.
Взять город в кольцо
Именно на условиях софинансирования - по принципу "пятьдесят на пятьдесят" - будет реализовываться новый не менее масштабный дорожный проект: Западный обход соединит все тот же северный выезд на Москву и микрорайон Спутник, обеспечив таким образом возможность проехать из одного конца города в другой, не попадая в его центр.
- Строительство этой дороги, - говорит губернатор Белгородской области Евгений Савченко, - снимет многие вопросы, связанные с непроходимостью города в часы пик. Здесь будут и мосты, и многоуровневые развязки. Дорога будет стоить около четырех миллиардов рублей: два - это наши обязательства и два - из федерального бюджета.
Эта трасса замкнет внутреннее транспортное кольцо и существенно перераспределит транспортные потоки, значительно разгрузив центр Белгорода. Параллельно с этим некоторые микрорайоны индивидуальной жилой застройки, которые оторваны сегодня от основных автомагистралей, получат доступ к городской инфраструктуре.
Кстати
В ходе своего визита в Белгородскую область министр транспорта Игорь Левитин заявил о намерении строительства магистрали-дублера федеральной трассы Москва-Белгород, которая пройдет в обход населенных пунктов. Если правительству удастся найти частных инвесторов, то этот путепровод будет одной из первых платных дорог в стране, если же бизнес не изъявит желания участвовать в этом проекте, то трасса-дублер будет построена на федеральные средства, однако сроки сдачи в эксплуатацию несколько сдвинутся.