Автодилеры Ростовской области нарушают права клиентов

Автодилеры включают в договоры купли-продажи заведомо невыгодные для покупателя условия. Некоторые пункты к тому же нарушают законные права ростовчан. Донские правозащитники решили заставить продавцов отказаться от этой пагубной привычки.

За "чистку" обременительных для ростовчан договоров взялась региональная ростовская общественная организация "Ассоциация защиты потребителей и предпринимателей". Изучив один из таких документов, выданных в крупном донском автосалоне, правозащитники нашли сразу шесть пунктов, которые в той или иной мере противоречили Федеральному закону "О защите прав потребителей" и Гражданскому кодексу РФ. Часть из них дилер заменил в добровольном порядке, но несколько требований не соглашался исключать ни за что. В итоге представители ассоциации обратились в суд.

Камнем преткновения стал пункт договора, которым продавец обязывает покупателя заплатить 20-процентный штраф от суммы сделки, если он отказывается от товара в течение 15 дней по получении извещения о поступлении автомобиля на склад.

В таком случае, возвращая деньги потребителю, продавец оставляет за собой право удержать эту сумму. Но Гражданским кодексом такая норма не предусмотрена: покупатель до передачи товара действительно может от него отказаться, возместив автосалону расходы, понесенные при выполнении договора.

Еще одно положение, оспариваемое правозащитниками, - неустойка в размере 0,5 процента от суммы, подлежащей оплате, за каждый день просрочки в случае нарушения покупателем сроков оплаты товара. Чуть выше установлен и порядок оплаты: первый предварительный платеж - в течение трех дней с момента подписания договора, окончательный расчет - в течение пяти дней с момента получения покупателем извещения и счета на оплату. То есть, задержись потребитель на день-два с перечислением денег, и он тут же "попадает" на неустойку. А ведь такие просрочки могут возникать, к примеру, при перечислении денег банком, и вовсе не по вине покупателя. Но эти нюансы автосалону уже неинтересны. Гражданский кодекс же в такой ситуации четко устанавливает ответственность покупателя, и ни о какой неустойке при этом речь не идет.

По словам президента ростовской региональной общественной организации "Донская защита прав потребителей" Юрия Тишукова, такое ущемление потребительских прав граждан - далеко не единственный случай. Поэтому в ассоциации решили не дожидаться персональных обращений от ростовчан, а проанализировать как можно больше договоров, выступая в интересах неопределенного круга потребителей. Оказалось, не напрасно.

- Недавно с аналогичными претензиями мы обратились еще к двум салонам. Один из них проигнорировал наши замечания, и мы также готовимся обратиться в суд. Второй попытался в добровольном порядке исправить договор, но в итоге пунктов, ущемляющих права потребителей, стало еще больше. Видимо, и здесь придется судиться.

Потенциальным автопокупателям же правозащитники советуют все-таки повнимательнее читать договоры купли-продажи. И если хоть один из пунктов вызывает у них сомнение, смело обращаться за консультацией. Ведь вполне возможно, что предлагаемые дилером условия в какой-то части противоречат федеральному законодательству и их можно оспорить.

Кстати

Еще один типовой автодоговор, но уже на покупку машины в кредит, стал предметом разбирательства УФАС по Ростовской области. В договоре на автокредитование с одним из московских банков ростовчанину Н. Вовку в обязательном порядке предложили приобрести полис добровольного страхования, причем уже в конкретной компании. При этом в документе были заложены условия, варьировать которые клиент не мог. А в случае неисполнения этих обязательств банк оставлял за собой право требовать досрочного погашения кредитной задолженности. УФАС, куда обратился заемщик, установило, что условия, предложенные кредитным договором и договором залога, содержат в себе признаки нарушения одной из статей закона "О защите конкуренции". Теперь банк и страховая компания должны обосновать правомерность включения в договор условий страхования.