На Дону создается программа развития конкуренции на продовольственном рынке

Найдется ли в новой программе место для продукции местных товаропроизводителей, которую пока в супермаркетах и на рынках найти довольно сложно, и каким образом дончан поддерживают уже сейчас, выяснял корреспондент "РГ".

В поисках свежих и дешевых "местных" отправляемся в ближайший супермаркет крупной федеральной сети. Прямо по курсу - "молочка": все сплошь краснодарцы, москвичи и ставропольцы. Ростовчан - минимум: из пяти наименований только одно под донской маркой. Да и у того кефир и сметана дороже, чем у соседей. А к фруктам и вовсе подходить не стоит - сплошные "иностранцы".

Ничуть не лучше картинка на городских базарах. На одном из донских рынков краснодарские яблоки "семеринка" по 100 (!) рублей за килограмм - в большом дефиците. А вот китайские "фуджи" гораздо доступнее - и по количеству и по ценам: от 50 до 70 рублей за килограмм. Пытаюсь там же найти местную клубнику. История с ценами повторяется. Спрашиваю у продавца: как же так, почему местная, которую везти всего-то километров 200, почти в два раза дороже заморской. В ответ: "Ну как же, это же наша, чистая, без пестицидов". По логике, экономия на бензине и всех этих "пестицидах" должна была сделать местную ягоду еще более дешевой. Но законы рынка далеки от логики. Так можно ли все-таки найти в Ростове продукцию местных: свежую и доступную?

Несмотря на четкое распоряжение областных властей на каждом продовольственном рынке выделять места для товаропроизводителей, на деле эти площадки чаще всего оказываются заняты совсем не теми, кому предназначались. Понятно, что сельхозпроизводителю невыгодно весь день торчать за прилавком. Вот и сдают они свои фрукты-овощи постоянным продавцам, которые затем пускают ее по той же среднерыночной цене. Так нужны ли в таком случае эти спецместа? Может, товаропроизводители ждут от власти совсем другого? По мнению представителей крестьянско-фермерских хозяйств области, одной властной инициативы для доступности местной продукции явно недостаточно, нужно чтобы и сами производители активнее использовали предоставленную им возможность:

- Крупным хозяйствам действительно может быть и выгоднее сдать все сразу оптом, не теряя времени на рыночную торговлю, но средние фермерские хозяйства вполне могут заниматься этим сами. Возможно, таких мест пока и недостаточно, но сейчас стоит задача открыть доступные для производителей кооперативные рынки в каждом районе области.

Работать напрямую производитель может с торговыми сетями, для "пищевиков" они могли бы стать прекрасным местом сбыта. Но как они сами утверждают, попасть туда еще сложнее, чем на рынок. Каждая новая позиция ассортимента слишком долго согласуется с головным офисом торговой компании, с товарооборота нужно отчислять проценты и так далее. Хотя те же самые условия, судя по витринам, неплохо выдерживают соседи. Директор по закупкам одной из розничных сетей в Ростове-на-Дону на этот вопрос ответила довольно однозначно: местным товаропроизводителям надо быть более живыми и гибкими - свою продукцию продвигать, не ждать, когда приедут к ним, а самостоятельно искать рынок сбыта.

Это мнение поддерживают в минэкономики Ростовской области, отмечая, что многие производители до сих пор не умеют себя грамотно "продвинуть": они просто сидят и ждут, когда к ним придет купец. И сколько бы им ни говорили о пользе маркетинга, на деле грамотное продвижение товара у местных производителей далеко не на первом месте.

- Наши специалисты часто выезжают в область на специализированные семинары для предпринимателей. И иногда эти мероприятия становятся местом встречи районных товаропроизводителей с торговлей. Бывает так, что через пару улиц от магазина хорошую кондитерку пекут, а предприниматель даже не знает о том, что у него под боком она есть, - заметила в разговоре с корреспондентом "РГ" специалист отдела минэкономики Любовь Солодовник.

Недели две назад взаимоотношения производителей и ритейла обсуждались в рамках форума "Лучшие товары Дона". И здесь к упрекам в адрес производителей добавилось еще несколько: скудный ассортимент и его нестабильные поставки, отсутствие специализированного транспорта и устаревшее маркировочное оборудование. Обращаясь на круглом столе к производителям, министр экономики Владимир Бартеньев призвал их все же быть активнее и чаще предлагать свое решение возникшей проблемы, а не просто жаловаться на нее.

Со своей стороны областные власти обещают к 2009 году разработать областную программу развития конкуренции на продовольственном рынке, в которой меры по поддержке местных товаропроизводителей займут свое достойное место. К разработке документа будут привлечены специалисты минэкономики и минсельхозпрода области, ростовского УФАС России, Центра стратегических и прикладных разработок Южного федерального университета. К концу года документ должен быть принят.

По мнению заместителя руководителя ростовского УФАС Олега Лакоты, программа, которая сейчас разрабатывается, всем на благо:

- В регионе много структур и ведомств, которые так или иначе следят за ситуацией на товарных рынках, контролируют определенные сферы. Программа же консолидирует все наши усилия и позволит разработать эффективный механизм стабилизации цен.

Еще до ее принятия постановлением губернатора области утвержден комплекс мер по развитию конкуренции и поддержке "местных". Среди них - упрощенный доступ на розничные рынки продавцов, реализующих собственную продукцию; "ярмарки выходного дня" с обязательным привлечением местных. Отдельным блоком идут мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, производимой в Ростовской области. Речь здесь о финансовом оздоровлении производителей и развитии структур, которые бы по достойным ценам закупали сельхозпродукцию и подготавливали ее для передачи в торговые сети. По сути, это возвращение к хорошо забытым заготовительным конторам. И еще один важный пункт есть в этом перечне - разработка стратегии совместного маркетинга при сотрудничестве местных производителей, поставщиков и ритейла.

Мнение

Александр Родин, председатель областной ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Ростовской области:

- Успешному сотрудничеству сельхозтоваропроизводителей и торговли нам можно было бы поучиться у Москвы и Краснодара. Совсем недавно федеральная ассоциация заключила соглашение с Мосрегионторгом о размещении на 19 продовольственных рынках столицы продукции членов ассоциации на льготных условиях. В итоге мы получили 2 тысячи реальных торговых мест. И от Ростовской области уже организуем поставки огурцов из Багаевского района. Это пример реального доступа на рынок качественной отечественной продукции.