Приморье: Пассажиры могут наказать водителей автобусов за грубость и отказ везти льготников

Пассажиры владивостокских автобусов страдают от грубости и непрофессионализма водителей.

В среднем за месяц в краевом центре происходит два-три громких ЧП в маршрутках, после которых пассажиров увозят на "скорой".

Вот несколько историй читателей "РГ" о том, как горожане расплачиваются за поездку не только испорченным настроением, но и здоровьем.

Из автобуса на "скорой"

Понедельник. Утро. Остановка транспорта "Сельская". Водитель маршрутного автобуса № 98 не укладывался в график, поэтому подгонял заходящих в салон горожан. Не успела 34-летняя Оксана П. встать на подножку, как шофер мгновенно захлопнул дверь. Удар пришелся как раз по руке женщины. Диагноз врачей - открытый перелом пальцев левой кисти.

Не прошло и недели, как в центре Владивостока водитель маршрутного такси спровоцировал ДТП, в котором опять пострадала пассажирка. Микроавтобус шел в сторону железнодорожного вокзала, не выдержал дистанцию и на скорости врезался в бампер впереди идущего автомобиля. От резкого торможения 21-летняя Марина, пассажирка маршрутки, упала и получила … перелом носа.

Несколько дней спустя водитель маршрутного автобуса № 23, двигаясь в сторону остановки "Фабрика "Заря", сначала набрал скорость, а потом затормозил. В результате 48-летняя Анна Павловна сильно ударилась головой. Врачи "скорой помощи" зафиксировали у женщины сотрясение мозга…

Потенциальные пассажиры страдают от маршруток, находясь и за пределами салона. Так, на улице Калинина ранним утром водитель автобуса не заметил пенсионерку, переходившую дорогу возле дома № 52, и сбил ее. 71-летняя Марина Викторовна попала в больницу с тяжелыми травмами.

Компенсация через суд

Во всех перечисленных случаях предъявлять претензии к перевозчикам пострадавшие по какой-то причине не стали. Хотя управу на водителей автобусов найти можно.

На днях прокуратура Первомайского района Владивостока поддержала иск женщины-инвалида к компании-перевозчику о возмещении морального вреда в размере пяти тысяч рублей.

Как рассказала помощник прокурора Приморского края Ирина Номоконова, проверкой установлено, что водитель нарушил права пожилой женщины на проезд в общественном транспорте. При выходе из автобуса маршрута № 30 пенсионерка предъявила удостоверение льготника. Однако шофер сказал, что удостоверение недействительное и потребовал оплатить проезд.

Теперь этим делом займется суд.

Неприятности в маршрутках, причем гораздо более серьезные, происходят и за пределами краевого центра. Так, в январе в автобусе, следующем по маршруту Дальнегорск - Владивосток, лопнул шланг обогрева. Горячим воздухом из порванного шланга ошпарило сидящих поблизости женщину с ребенком. После пережитого шока Татьяна Николаевна с сыном вернулась в Дальнегорск, прошла медицинское освидетельствование и получила заключение о термических ожогах руки первой и второй степени. Пострадавшая написала претензию в адрес компании-перевозчика с требованием возместить ей ущерб за нравственные и физические страдания в сумме пять тысяч рублей. Однако в то, что женщине выплатят компенсацию по-хорошему, верится с трудом - ответа от фирмы нет до сих пор.

Штрафы не спасают

Периодически специалисты муниципалитета проводят проверки компаний-перевозчиков. В середине мая по результатам рейда оштрафовали директоров четырех автобусных фирм - на три тысячи рублей каждого. Денежное взыскание на руководителей наложили по вине недобросовестных водителей, не соблюдавших расписание движения.

Но подобные взыскания на ситуацию мало влияют. На все претензии перевозчики отвечают, что и так работают себе в убыток. Президент ассоциации транспортных компаний Владивостока Игорь Кравцов жалуется, что возить "льготных" пассажиров экономически невыгодно. Напомним, что льготным проездом во Владивостоке пользуются более 100 тысяч горожан. В их числе ветераны, пенсионеры, почетные доноры и инвалиды. За проезд таких пассажиров муниципальный бюджет в прошлом году выплатил перевозчикам порядка 20 миллионов рублей.

Не устраивает транспортников и то, что договоры с ними заключают всего на год. Тогда как перевозчики добиваются увеличения сроков обслуживания маршрутов до пяти лет.

- Также мы предлагаем начать закупку муниципального транспорта - в этом случае перевозчики не будут страдать из-за нерентабельных маршрутов, - говорит Игорь Кравцов.

Автобус для частника

Свое мнение на проблему пассажирских перевозок во Владивостоке есть и у правоохранительных органов. Как считает руководство краевого ГИБДД, перевозкой людей в крае должны заниматься специализированные компании.

По данным правоохранительных органов, только в прошлом году по поводу нарушений при перевозке пассажиров выдано больше тысячи предписаний, к административной ответственности привлечены 854 должностных лица.

- У нас нужно создать единую систему управления пассажирским транспортом, например, такую как в Москве. Муниципальные автобусные предприятия там централизованы, в них проводится большая профилактическая работа, - считают сотрудники ГАИ. - А в Приморском крае любое частное лицо может купить автобус и заняться перевозкой пассажиров. Разве это правильно? Ведь за таким частником не осуществляется ни технический, ни физический контроль.

 

На заметку

Управление транспорта администрации Владивостока: ул. Прапорщика Комарова, 42, тел.: (4232) 43-37-93 (с 8 до 17, перерыв на обед - с 12 до 12.45)

Общественная организация по защите прав потребителей: г. Владивосток, Краснознаменный переулок, д. 5,тел.: (4232) 43-37-97, 91-36-04.

 

Комментарий

Полина Мещерякова, председатель совета Владивостокской общественной организации по защите прав потребителей:

- Для разрешения конфликтной ситуации на транспорте необходим проездной билет. Хоть водители их и не выдают, но билеты вывешены в салоне автобуса. По номеру проездного документа - а они расписаны по исполнителям услуг - и находят виновника. Наличие билета подтвердит факт вашего проезда.

Пострадавший пишет заявление, претензию в адрес транспортной компании. По закону  для предъявления претензии перевозчикам устанавливается срок исковой давности - один год. Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию в течение 30 дней и в письменной форме ответить заявителю.

Обычно претензию составляют в двух экземплярах - один оставляют себе, второй направляют в транспортную компанию заказным письмом или вручают под роспись ответственного лица. Квитанция о почтовом отправлении с указанием адреса и фамилии адресата может стать доказательством в суде. Если ответ не удовлетворит требования пассажира, он может обратиться в суд, но обязательно нужны свидетели происшествия.

По поводу причинения вреда здоровью у нас обращений сравнительно немного. Больше жалуются на грязь в автобусах, нарушение расписания, грубость водителей, отказ везти льготников. Но если вас оскорбили в автобусе или причинили травму, тоже нужно жаловаться. Для этого потребуется предъявить билет, составить претензию в адрес городского транспортного управления.

 

Кстати

Сегодня пассажиров Владивостока обслуживают 19 предприятий коммерческого сектора. В их распоряжении - 123 собственных и 882 арендованных автобуса. Ежедневно они перевозят по 88 регулярным маршрутам 350 тысяч человек. Муниципальных автобусов в краевом центре нет.

 

Советы
  • При конфликтной ситуации в общественном транспорте запишите фамилии и телефоны людей, которые могут подтвердить этот факт. Возможно, им придется выступить в качестве свидетелей на суде. 
  • Обязательно запишите номер автобуса и маршрута, дату происшествия, время и фамилию водителя, если он скажет. 
  • Узнайте название компании-перевозчика - обычно оно указано на видном месте в автобусе - и составьте претензию в ее адрес.
  • Если название компании узнать не удалось, обращайтесь в управление транспорта администрации Владивостока и пишите жалобу на имя руководителя управления.