Уральские управляющие компании готовы объявить себя банкротами

Затянувшийся процесс выбора способа управления многоквартирными домами наконец­то у самого финиша. По данным регионального министерства энергетики и ЖКХ, абсолютное большинство жителей Свердловской области выбрали вариант управляющей компании. Однако при этом большая часть действующих УК уже сегодня готовы объявить себя банкротами.

Плановые долги

На территории Екатеринбурга управляющих компаний три десятка. Многие работают уже по два­три года, и чем дальше, тем меньше оптимизма у новых коммунальщиков в оценке перспектив своего бизнеса. Прежде всего, проблема в том, что накапливаются долги перед поставщиками энергоресурсов. Только по Екатеринбургу речь идет о сотнях миллионов рублей, а по области - о миллиардах.

- Наша задолженность на сегодня - 78 миллионов, - говорит руководитель одной из крупнейших УК областного центра Дмитрий Кружаев. - Как будем ее погашать, не ясно.

Счета, которые поставщики ресурсов направляют управляющим компаниям, оплачиваются, как правило, с опозданием, а нередко и не в полном объеме. Так и возникает кассовый разрыв. С течением времени он только увеличивается.

Специалисты управляющих организаций ситуацию обрисовали так. Любая УК является фактически перепродавцом тепла, горячей и холодной воды - без наценки, по так называемым сквозным тарифам. Их размер для ресурсопоставляющих организаций устанавливается на уровне региона, а на муниципальном - лишь определяются нормативы потребления, прежде всего для населения. Жители по договору с УК оплачивают поставки. Кажется, все вполне просто и ясно. Увы!

- Наши затраты покрываются деньгами населения процентов на 85, - говорит Наталья Шибалова, глава УК из Алапаевска. - Ни одна из трех здешних управляющих компаний не сводит концы с концами.

- УК все больше работают себе в убыток, это бесконечно продолжаться не может - придем к банкротству, - подтверждает исполнительный директор Ассоциации управляющих компаний Екатеринбурга Александр Ойхер. - Основная причина проблемы кроется в тарифной политике.

Региональная энергетическая комиссия (РЭК) Свердловской области в 2008 году разрешила теплопроизводящим предприятиям поднять цену своей продукции по максимуму - на 27 с лишним процентов, а коммунальные платежи населения в целом - лишь на 19. Такая диспропорция допущена с благими намерениями - предотвратить возникновение в регионе социальной напряженности. А управляющим компаниям, которые таким образом оказываются в должниках у энергетиков, остается надеяться на компенсацию из муниципальных бюджетов. Такая ситуация для них не нова. В той или иной степени она повторяется ежегодно.

- Разница тарифов в 2006 году была компенсирована из городского бюджета за счет субвенции из областной казны на 203 миллиона рублей, - приводит пример начальник управления ЖКХ Екатеринбурга Олег Санжанов. - В 2007 году сумма компенсации превысила 110 миллионов. Нынче же на эти цели потребуется не меньше 300 миллионов.

При таком раскладе, казалось бы, проблемы возникать не должно. Но дело в том, что компенсационные суммы все равно не покрывают убытки полностью. И еще, что особенно дестабилизирует обстановку: деньги эти поступают разово, а не регулярно, нужными пропорциями, через определенные промежутки времени. Между тем поставщики ресурсов требуют оплату ежемесячно, за задержку грозят начислением пени либо отключением.

Сколько вешать в граммах?

Тяжелое финансовое положение управляющих компаний усугубляют и сверхнормативные поставки тепловых и водных ресурсов. Организации-поставщики, ссылаясь на показания ведомственных систем учета, утверждают, что выдали больше, чем зафиксировано в договорах. Естественно, прилагают и дополнительный счет. Коммунальщики же не вправе взимать с населения оплату объема, превышающего норматив. Да и доказать, что поставщик неоправданно завысил показатели, УК не сможет - собственных узлов и приборов учета у большинства из них нет. Как во времена социализма, когда государство просто перекладывало ресурсы из одного кармана в другой, сегодня по-прежнему используется такой нерыночный инструмент, как "норматив потребления". Позаботиться о массовом внедрении систем учета до того, как вводить в сфере ЖКХ рыночные правила, у нас не удосужились. Получается, свой товар управляющие компании отпускают потребителям, образно говоря, не взвешивая, на глазок. Вот и проторговались.

Дмитрий Кружаев привел пример того, какие практические последствия имеет такая практика расчета. По его словам, в пяти процентах из 30 тысяч квартир Железнодорожного района согласно документам вообще никто не живет. Поскольку сумма начисляется по нормативам потребления, а не по показаниям счетчиков, в счетах - прочерки. А фактически, как показали выборочные проверки, воду здесь расходуют интенсивно (всем известно, сколь высока бывает плотность населения, проживающего без прописки в районе китайского рынка). Реальный расход воды фиксируют ее поставщики и требуют оплатить.

Ресурсы счет любят

Такой проблемы нет у компаний, работающих в микрорайонах новой застройки: современные многоэтажки оснащены подомовыми и даже поквартирными счетчиками тепла и воды. Большая часть жилфонда, которым управляет компания, возглавляемая Владимиром Фатеевым, именно такая. И, по словам директора, нынешний отопительный сезон УК завершила даже с некоторой прибылью.

Специалисты одной из крупнейших управляющих компаний Ленинского района Екатеринбурга утверждают, что узлами подомового учета ресурсов оснащено примерно 60 процентов обслуживаемой ими жилплощади. И подчеркивают: там, где есть счетчики, имеется и определенная экономия энергоресурсов. Но все идет насмарку из-за перерасхода на других участках. Чтобы ликвидировать эту прореху, требуется 20 миллионов рублей. Власти Екатеринбурга рекомендуют обратиться к банкирам, а сами обещают выделить некоторую сумму на погашение процентов по кредитам. Однако залезать в долги при все более обостряющемся дефиците оборотных средств рискованно. Да и теперь это практически невозможно по другой причине.

Оборудование по учету ресурсов для одного дома стоит порядка 150 тысяч рублей. Согласно действующему законодательству приобрести его теперь можно лишь с согласия и при финансовом участии жильцов дома, других законодательно разрешенных способов инвестирования нет. Руководители УК не припомнили случая, когда бы жители с легкостью согласились на дополнительную трату.

компетентно

Надежда Запорожец, заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области:

- Цель тарифной политики - сближение интересов производителей и потребителей услуг. Федеральная служба по тарифам разрешила установить для отдельных муниципальных образований нашей области повышенные - до 30 процентов - предельные индексы роста коммунальных платежей населения в 2008 году. Но, чтобы не допустить резкого скачка квартплаты, было принято решение вводить такую индексацию постепенно - после завершения отопительного сезона. Муниципалитеты должны подсчитать убытки управляющих компаний и представить эти данные в РЭК. Сейчас специалисты комиссии занимаются проверкой таких расчетов. Добавлю, что к 2010 году, согласно требованию 185-го Федерального закона, затраты поставщиков ресурсов в жилищно­коммунальной сфере не должны дотироваться из бюджетов. К этому муниципалитетам надо готовиться основательно.