О проблемах и перспективах "новой индустриализации" России, о рисках реализации инвестиционных проектов рассуждает председатель Комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России Антон Данилов-Данильян.
Антон Викторович, как бы вы прокомментировали высказывания о дефиците в России рабочей силы, мол, инвестиционные проекты есть, а исполнять их, увы, некому?
Рабочая сила - это тема, которая действительно выходит на первые места в перечне первостатейных проблем, вызывающих озабоченность бизнеса. Это подтверждают все опросы, которые проводились последние два года. Вместе с тем в России очень часто возникают так называемые "модные темы". Все начинают вдруг с увлечением и почти на "автомате" говорить об одном и том же, часто не проверяя качество полученной информации. Во многом, как мне кажется, проблема рабочей силы как раз из числа таких "модных".
Почему вы так думаете?
Во-первых, современное высокотехнологичное оборудование требует гораздо меньше рабочей силы, чем традиционное.
Во-вторых, в России неплохо развита система переобучения. Дело, на мой взгляд, в другом: просто, когда не закладываются соответствующие затраты в бизнес-план, то, естественно, предприниматели сталкиваются с проблемой обеспечения своего инвестиционного проекта рабочей силой в последний момент. И от этого она кажется им очень существенной, даже неразрешимой. Если же более внимательно подходить к разработке бизнес-плана, то такого рода вопросы станут гораздо менее болезненными.
В-третьих, у нас довольное жесткое законодательство в сфере, обеспечивающей миграционную политику. И мы зачастую перегибаем палку. Судите сами: высококвалифицированный профессионал, зарубежный специалист, который мог бы с пользой для дела приезжать в Россию время от времени, скажем, на полгода, и переобучать персонал работе на новом оборудовании, следить за технологией монтажа и пуско-наладочными работами, сделать этого часто фактически не может. По крайней мере такие поездки, как правило, сопряжены с большими трудностями. И речь не идет об оплате труда, главная задача - пройти через все законодательно установленные миграционные препоны.
В-четвертых, рабочая сила в стране используется очень неравномерно, она у нас пока недостаточно подвижна и плохо осведомлена о вакансиях и перспективах роста оплаты труда и качества жизни на новых местах. Для того чтобы люди стали более мобильными и информированными, нужны определенные усилия. В первую очередь этим должны заниматься сами предприятия и, конечно, во взаимодействии с местными властями. Например, для того, чтобы люди ради работы могли без особого напряжения переехать в другой город, должна быть в первую очередь создана соответствующая жилищная инфраструктура. Для этого не нужно покупать дома, необходимо достаточное количество свободных арендуемых площадей.
И еще один фактор - в России гигантское количество чиновников. Если соотнести их число с количеством людей, занятых в бизнесе, получится явный перебор. Например, в других странах плотность бизнеса гораздо выше, чем в России. И если мы, с одной стороны, разумно подойдем к проблеме обеспечения инвестиционных проектов рабочей силой, а с другой стороны, продолжим курс на рациональное дерегулирование, то мы, наверное, решим заодно и этот вопрос. В том числе и благодаря высвобождению из государственной сферы множества далеко не глупых людей, которых будет достаточно лишь переквалифицировать.
В поле критики попали проблемы, связанные с развитием стройиндустрии и с привлечением долгосрочных кредитов, так называемых "длинных денег".
Эти две проблемы взаимосвязаны. Что касается развития стройиндустрии, то ответ действительно лежит в плоскости создания системы долгосрочного кредитования. Предприятия, которые производят конечные, используемые на стройках материалы, в среднем строятся довольно быстро. Речь идет о цилиндрованном бревне, клееном брусе, пенополистерольных трехслойных блоках, панелях и многих других элементах, связанных с жилищным строительством. То же самое касается и различных металлургических профилей, сборных, железобетонных ангарного типа конструкций.
Основная проблема - это первичный строительный материал: цемент, металл, лакокрасочная продукция. Здесь требуются длинные кредиты. Чтобы построить большой современный цементный завод, нужно много времени и огромные деньги. Суммы измеряются гигантскими величинами - миллиардами рублей. И здесь на первый план выходит роль финансовых институтов развития, которые дают гарантии и дают деньги под такие проекты. Ничего проблематичного опять же нет, кроме некоторого лага во времени. Если время на бессмысленные разговоры терять не будем, а начнем стимулировать соответствующие инвестиции прямо сейчас, несмотря на рассуждения о том, "украдут или не украдут", то уже через два-три года у нас будет необходимой продукции в достатке. И не возникнет никаких сложностей в обеспечении материалами - ни со строительством объектов Олимпиады, ни с громадными инфраструктурными проектами, которые сейчас финансируются Инвестиционным фондом.
Речь все же идет о займах за рубежом?
Ни в коем случае! Нужно налаживать собственную систему рефинансирования, а залогами будут являться те же самые инвестиционные проекты.
Нам просто необходимо перестроить систему так, чтобы крупным государственным банкам, крупным частным банкам, другим институтам развития было реально выгодно давать длинные деньги в больших объемах. А чем длиннее и объемнее будет выданный инвестиционный кредит, тем менее инфляционными окажутся последствия, особенно если на эти деньги будет закупаться современное высокопроизводительное импортное оборудование. Более того, если давать не деньги, а гарантии, то предпринимательская команда, которая получает такую гарантию для реализации крупного инвестиционного проекта, получит больше возможностей для получения денег непосредственно с рынка, то есть вовсе без инфляционных последствий.
Торгово-промышленная палата России готовит свой собственный вариант предложений по стимулированию инвестиционного развития?
Да мы готовим такой документ, но у нас нет спешки при его подготовке. Это не попытка вовремя отметиться. Ничего страшного, если он не будет стоять уже сейчас в ряду докладов других общественных организаций. Наоборот, когда коньюнктурные действия, некое "пенообразование" на рынке аналитических и концептуальных документов в экономической сфере закончится, есть надежда, что наш доклад будет к месту.
Мы планируем получить предложения от многочисленных региональных торгово-промышленных палат, проанализировать информацию и составить собственное впечатление о том, что происходит, какие проекты возможно реализовать, а если нет, то почему. Отдельный большой блок доклада будет посвящен "движущим силам". Мы уверены, что нельзя уповать только на государственные активность и ресурсы. К сожалению, у чиновников, как правило, свои специфические интересы (от мелкого лоббизма до огромных "геостратегических" проектов), которые вовсе не совпадают с желаниями и возможностями реального частного сектора.
Как вы оцениваете состояние дел в формировании инвестиционной привлекательности регионов?
Инвестиционная привлекательность в регионах растет, может быть, не во всех одинаково, но в подавляющем большинстве. И это связано с тем, что губернаторы, даже главы муниципальных образований стали обращать на инвестиции первостепенное внимание. Они теперь прекрасно понимают, что это и рабочие места, и налоги, то есть доходы бюджетов, и возможности создания промышленных площадок, открывающих новые перспективы для старых предприятий. Пришло понимание, что от каждой инвестиции получается кумулятивный эффект, и теперь в регионах активно готовят презентации, отбирают инвестиционные проекты, улучшается местное законодательство, минимизируются административные барьеры. Изменилось само представление о том, что необходимо сделать для развития территорий. Если раньше акцент делался на выбивании денег из федерального центра, в виде различных субсидий, дотаций, трансфертов, то теперь в регионах понимают, что можно собственными усилиями, собственной позицией, собственной активной работой с иностранными и отечественными инвесторами получить гораздо больший эффект - за счет создания новых производств и модернизации устаревших.
Какова же, на ваш взгляд, действительно актуальная для бизнеса проблема?
Это дополнительные гарантии. Инвестор всегда ищет дополнительных гарантий для своего бизнеса, и он, конечно, всегда рад слышать, что есть современное законодательство, соответствующее международным нормам, что уменьшаются административные барьеры. Поэтому любое действие как федеральных, так и региональных властей, направленное на повышение защиты инвестиций, - это абсолютно верный курс. И здесь нужно для начала хотя бы реализовать нашу задумку: принять давно подготовленные и представленные в Государственную Думу поправки в инвестиционное законодательство. Чтобы закон гарантировал любому инвестору неизменность налоговых и иных режимов регулирования на срок окупаемости каждого инвестиционного проекта. Это будет существенным вкладом в модернизацию всей экономики и обеспечит дальнейший рост уровня жизни всех россиян.
Виктор Четвериков,
генеральный директор Национального рейтингового агентства:
- Российская экономика развивается достаточно высокими темпами. Предприятия на растущем рынке испытывают большую потребность в финансировании. Российские банки обладают значительными ресурсами для кредитования предприятий. Однако существуют несколько проблем, от которых с течением времени излечиться не удалось.
Во-первых, российские банки обладают преимущественно краткосрочными ресурсами. И если банки кредитуют предприятия на продолжительный срок, то они вынуждены сами привлекать длинные деньги для такого рода операций.
Во-вторых, кредитование отдельно взятого клиента ограничено нормативами - не более 25 процентов капитала. В такой ситуации очевидно, что банки с большими капиталами находятся в более выигрышном состоянии по сравнению с мелкими и средними банками.
В-третьих, банки являются юридическими лицами, работающими для получения максимальной прибыли, в том числе и от кредитных операций. Как правило, в упрощенном варианте расчета ставка кредита зависит от себестоимости привлеченных средств, к которой прибавляется уровень маржи, определяемой руководством каждого конкретного банка. Часть этих задач удавалось решать путем привлечения иностранных синдицированных и целевых кредитов и займов.
Развитие промышленных предприятий в том числе предприятий из новых высокотехнологичных отраслей требовало средств уже не только в форме краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств и закупку сырья, но и долгосрочных (на срок свыше трех лет) инвестиционных, направленных на развитие и модернизацию производства, ресурсов.
Начиная с 2004 года предприятия все активнее стали, опираясь на поддержку банков и финансовых компаний, сами организовывать заимствования путем выпуска облигаций.
Сформировалась Новая Экономическая Политика (НЭП).
Но случился ипотечный кризис в США, и в иностранных банках пробудился кризис доверия. Занимать деньги под выпуск облигаций стало достаточно дорого. Из-за повышения риска на долговом рынке предприятия снова обратили свои взоры к банковскому сообществу, которое опять вынуждено предлагать короткие деньги.Получается замкнутый круг.