В деревне Куя Заполярного района НАО закрыли начальную школу. Чиновники районной администрации не скрывают, что это процесс болезненный как для педагогов, так и для учащихся.
В начальной общеобразовательной школе в этом учебном году занимались лишь трое детей. А пятнадцать ребят среднего и старшего школьного возраста из этой деревни учатся в школе-интернате поселка Красное. Содержать начальную школу накладно, поэтому ее объединят с детским садом, куда ходят восемь ребятишек.
Те же процессы и в Архангельской области. Здесь предыстория такова. Регион в 2003 году стал участником пилотного проекта "Реформа системы образования". В его рамках в отдельных школах введено подушевое финансирование. То есть финансируется не школа в целом, а отдельно взятый ученик. Чем больше учащихся, тем выше зарплата педагога, больше денег выделяется на учебные расходы. Департамент образования области настаивает, чтобы с 2009-2010 учебного года все школы перешли на новый принцип финансирования. А пока в эксперимент включают все больше школ.
Очевидно, что такой принцип негативно сказывается в первую очередь на малокомплектных школах. Учреждения, где учеников можно пересчитать по пальцам, полно в каждом районе. Некоторые из них переведены на подушевое финансирование. Чтобы поддержать их на плаву, на время переходного периода для них ввели поправочные коэффициенты, благодаря которым финансирование удается увеличить. Но, как только переходный период закончится, малые школы будут работать на общих принципах.
Немало деревенских школ уже закрыто. Но местные власти и педагоги делают все возможное, чтобы сохранить существующие. Например, небольшие школы объединяют в одно юридическое лицо. А в Мезенском районе спасли от закрытия школу в селе Целегора, где занимаются 17 детей, предусмотрев деньги на нее в районном бюджете. В этом году он "раскошелится" на 800 тысяч рублей. Почему районные власти пошли на это?
- Областные чиновники не задумываются о том, что после закрытия деревенской школы детям придется учиться в другом населенном пункте, - пояснила заместитель главы по социальным вопросам Надежда Рядчина. - Как ребенок будет жить в интернате, вдали от близких?
В Пинежском районе почти два десятка школ, где учится по три-пять человек. Половина из них - в деревнях, отрезанных от райцентра рекой, а многие - в такой глухомани, где есть только лесовозные дороги. Возить ребенка на занятия по ним опасно. По словам начальника отдела образования Пинежского района Светланы Богдановой, две трети родителей, с которыми обсуждалась эта проблема, отказываются везти детей в другую школу.
О качестве образования в маленьких школах единого мнения нет. Одни специалисты считают, что ребенок получает повышенную заботу и внимание учителя, рядом - его семья, поэтому малышу гораздо легче усвоить предмет. Но практически все представители местных и районных администрации сходятся в одном: главное - обеспечить безопасность детей. Если ребенка везут в школу, нужна хорошая дорога и надежный автобус. Если ученик живет в интернате, то условия там должны быть не хуже, чем дома. Пока ни того, ни другого в области нет. Поэтому на радикальные меры по закрытию школ в отдаленных населенных пунктах идти не стоит, считают специалисты.
С ними солидарны и представители областной профсоюзной организации работников народного образования. Более того, они предупреждают: если сейчас учитель уйдет из сельской школы, то он не вернется никогда. Так что споры между учителями и областными чиновниками будут идти до хрипоты.
Владимир Мигунов, директор департамента образования и науки Архангельской области:
- Большинство учителей малокомплектных школ - многопрофильные педагоги, то есть один человек преподает несколько предметов, потому высокого качества образования ожидать не приходится. А содержать школу, где на одного ребенка десять учителей, невыгодно. Возмущение же педагогов понятно.