Вчера в калининградском бюро судебно-медицинской экспертизы прошло официальное опознание тел погибших в результате пожара на контейнеровозе "Енисей" на судоремонтном заводе в Балтийске.
Как рассказала старший помощник руководителя регионального управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Марианна Андрюшина, опознавать можно только троих погибших из девяти (всего погибли десять человек, на момент подписания номера в печать официально был опознан лишь один из них). От других остались только фрагменты тел, и назвать поименно жертв трагедии можно будет лишь после генетической экспертизы. Скорее всего, такое исследование проведут специалисты в Санкт-Петербурге.
- Фактически у нас пока имеется только список фамилий тех пропавших граждан, кто в момент взрыва предположительно находился на судне, - добавила Марианна Андрюшина.
Воскресенье в Калининградской области было объявлено днем траура по погибшим в Балтийске. Напомним, чрезвычайное происшествие случилось 5 июня. Около 14 часов взрыв сотряс город. Подробности перепуганные жители узнали не сразу. Оказалось, что рвануло на теплоходе "Енисей" (судно длиной 83 метра, водоизмещением 1600 тонн, приписанное к Санкт-Петербургу и перевозившее грузы из Северной столицы в эксклав, принадлежит петербургскому акционерному обществу). Пламя взметнулось на 15-20 метров выше бортов дока 33-го судоремонтного завода, где сухогруз стоял на ремонте.
В результате происшествия на судне пострадали 13 человек. В первые минуты трагедии с борта "Енисея" были сняты трое - один счастливчик не получил никаких повреждений, двое других были помещены в медицинские учреждения. Лишь спустя двое суток были найдены семь тел, еще через сутки, когда стало возможным проникнуть в каюты, были обнаружены еще три тела.
Следственным управлением следственного комитета при прокуратуре РФ по Калининградской области возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека). Разбираться в причинах трагедии в Балтийск приехало высокое начальство - комиссия Министерства обороны России во главе с главнокомандующим ВМФ адмиралом Владимиром Высоцким.
Подводя итоги предварительного расследования, главком ВМФ обвинил в случившемся руководство судна и завода. По его словам, выяснилось, что в роковой день на судне не должны были проводиться сварочные работы, поэтому в плане работ сварщики указаны не были. По мнению комиссии, кто-то из рабочих самостоятельно воспользовался сварочным аппаратом либо использовал открытый огонь, в том числе паяльную лампу, пытаясь произвольно ускорить ремонтные работы. Не исключено, что взрыв пяти с половиной тонн солярки подо дном второго машинного отделения мог произойти по этой причине. По договору, заключенному между судовладельцем и руководством завода, заказчик перечислил предприятию 4,5 миллиона рублей. Ремонт предполагалось провести за три, от силы за четыре недели. Удлинение этого срока вело к значительным издержкам. При такой спешке и таких порядках на заводе, по мнению адмирала Высоцкого, "если бы трагедия не случилась пятого июня, она произошла бы седьмого". Комиссия установила, что завод не был готов к тушению пожара. Его противопожарная система не отвечает современным условиям. Три гидранта у дока были отрезаны пламенем. Мало того, после возгорания не были проинформированы пожарные службы, командование Балтийской военно-морской базы. Лишь после уточнения места взрыва и пожара на завод были направлены спасательные службы Балтийского флота, которые сработали успешно. В первую очередь они убрали баллоны с кислородом и ацетиленом, что позволило спасти от гибели два рядом стоящих судна. В ходе взрыва док практически не пострадал, материальный ущерб незначительный, не считая, конечно, самого "Енисея" (теперь судьба судна - головная боль владельца).
А судьба завода уже определена. К марту 2009 года он войдет в судостроительную корпорацию и по-прежнему будет проводить оперативное и плановое докование кораблей третьего и четвертого ранга, ремонтировать суда обеспечения. В необходимых случаях в док становятся суда второго ранга.
- Мы знали, что на заводе много неполадок, он постепенно наращивал долги. За неделю до происшествия я освободил от должности начальника завода за многие нарушения, в том числе за допуск на режимный объект иностранцев, - сказал Владимир Высоцкий. - Мы установили, что завод занимался коммерческой деятельностью. Это незаконно. Сейчас проводится тщательная проверка работы предприятия. Не исключено, что по конкретным фактам бездеятельности и незаконного предпринимательства будут возбуждены уголовные дела против конкретных личностей, в том числе из моего окружения. Я уже предупредил своих подчиненных, что если в ходе следствия выявится их вина, они пойдут под суд.
В Балтийск вместе с главкомом ВМФ приехал и губернатор области Георгий Боос. В связи с трагедией он отменил свою поездку на Петербургский международный экономический форум, чтобы взять ситуацию под личный контроль.
Пока идет следствие, военные и гражданские власти занимаются оказанием помощи семьям пострадавших. Те, кто нуждается в улучшении жилищных условий, получат жилье. Сумма материальной помощи уже превысила пять миллионов рублей. Деньги выделили правительство области, командование ВМФ и Балтийского флота, администрация Балтийского городского округа, владелец "Енисея" и другие коммерческие структуры. Обещают позаботиться и об осиротевших детях: по желанию они будут определены на учебу в кадетский корпус Калининграда, направлены на отдых в летние лагеря. Безработные вдовы получат работу.
Владимир Высоцкий, адмирал, Главнокомандующий ВМФ РФ:
- Происшествие на этом судне - трагедия для любого флота, будь он гражданским или военным. И дело не в том, какой материальный ущерб нанесен имуществу, главная беда - погибли люди. Это тот случай, когда нет аварийной неизбежности и ее оправданности. Это грубейшее нарушение мер безопасности. Предварительное расследование показывает, что взрыв произошел из-за полной безответственности и халатности руководителей судна и завода. В первую очередь ответственность лежит на капитане судна, который по действующему законодательству лично отвечает не за подготовку, а за готовность судна к живучести. Судно поставили в док в спешке, не оформив необходимые документы, не откачав топливо. Всем хорошо известно, что работа в доке пожаро- и взрывоопасная, поэтому капитан был обязан побеспокоиться о том, чтобы топливные баки были пусты. Здесь также вина завода, который не проконтролировал подготовку судна, а срочно, ночью завел его в док.