Республика Коми добилась высоких показателей экономического роста. О достижениях региона и планах по его развитию корреспондент "РГ" беседует с главой Республики Коми Владимиром Торлоповым.
Российская газета: Владимир Александрович, ваш регион входит в 15 лучших по уровню жизни среди субъектов Российской Федерации. Как удалось достичь таких показателей, каковы основные направления развития республики на ближайшие годы?
Владимир Торлопов: Мы определили перспективы до 2020 года. Разработаны Стратегия экономического и социального развития региона, Схема развития и размещения производительных сил, ведется подготовка Схемы территориального планирования. Все принимаемые документы увязаны между собой, подчинены и ориентированы в конечном итоге на достижение главной цели - улучшения условий жизни и повышения благосостояния жителей республики на основе устойчивого развития экономики. Безусловно, положительный результат дала достаточно успешная реализация приоритетных национальных проектов, а также проводимая взвешенная бюджетная и налоговая политика.
Сохранить высокие темпы экономического роста в республике мы намерены за счет устойчивого и эффективного развития базовых отраслей, ускоренного продвижения и реализации крупных проектов, создания новых производств, внедрения новых технологий и активизации инновационной деятельности.
Я могу с гордостью сказать, что у нас принят без преувеличения один из лучших в стране пакет законов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. В ближайшие два года мы ждем значительного роста инвестиций. Единственное, что может помешать их освоению - нехватка рабочих рук. Нам уже сегодня остро недостает специалистов. Потому в республике появилась Программа реформирования профессионального и высшего образования. Надо переходить от подготовки физиков и математиков к подготовке инженеров и механиков, которые реально нужны нашей экономике.
Ну и, конечно, приоритетами работы региональной власти считаю стабилизацию демографической ситуации, обеспечение доступности жилья, существенного улучшения материального положения работников бюджетной сферы, обеспечение социальной поддержки детей, ветеранов и инвалидов.
РГ: На территории региона находится много крупных предприятий - налогоплательщиков. Какова обеспеченность республиканского бюджета собственными доходами?
Торлопов: Республика Коми - это территория-донор. Мы имеем самодостаточный бюджет, при этом значительная часть финансовых ресурсов региона передается в федеральную казну. Так, в 2007 году объем собранных в Коми и поступивших в центр средств превысил сумму полученных из Федерации в три раза.
Но правительство Коми продолжает искать пути для расширения и развития налогового потенциала республики. Мы ежегодно увеличиваем объем государственной поддержки предприятий ряда отраслей, в том числе субъектов инвестиционной деятельности. Республиканским законом определены условия введения и отмены налоговых льгот, на долгосрочной основе закреплен перечень налогоплательщиков, которым такие льготы предоставляются. Ежегодно оценивается эффективность работы компаний, имеющих налоговые послабления.
Увеличению объемов производства продукции, продвижению ее на внутренний и внешний рынки и, соответственно, росту налоговых поступлений в бюджеты способствует заключение соглашений правительства республики о взаимодействии и сотрудничестве с крупнейшими хозяйствующими субъектами основных отраслей промышленности республики. Сегодня соглашения у нас заключены с такими крупными компаниями, как "ЛУКОЙЛ", РУСАЛ, "Газпром", "Северсталь", "Роснефть", "Северо-Западный Телеком".
РГ: Какими принципами руководствуется региональная власть, выстраивая отношения с крупными предприятиями?
Торлопов: Мы стараемся выстраивать партнерские отношения, основанные на принципах взаимной выгоды, заинтересованности в долговременном сотрудничестве, уважении прав и интересов сторон, неукоснительного выполнения взятых обязательств и равной ответственности в реализации совместных проектов и социальных обязательств. Возникающие разногласия мы стараемся разрешать исключительно путем согласований и переговоров.
Результаты такого сотрудничества очевидны. Например, совместными усилиями удалось добиться, чтобы деятельность ОАО "Воркутауголь" и ОАО "Шахта Воргашорская" стала безубыточной. Только консультации и переговоры между собственниками угольных активов Печорского бассейна и республиканской властью позволили реструктуризировать задолженность предприятий по налогам и обеспечить текущие налоговые платежи.
Благодаря заключенным договорам о социальном партнерстве значительные средства регулярно направляются предприятиями на строительство социально значимых объектов, поддержку здравоохранения и образования, культуру...
РГ: Как республиканская власть стимулирует потенциальных инвесторов, какие рычаги использует для создания благоприятного инвестиционного климата?
Торлопов: Гарантии прав инвесторов и поддержка инвестиционной деятельности обеспечены законом "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми". Среди наиболее востребованных форм государственной поддержки - налоговые льготы, субсидирование части процентных ставок по кредитам, предоставленным на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, заключенным в рамках реализации проектов.
Правительство Республики Коми утвердило и реализует План мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и активизации инвестиционной деятельности в регионе на 2007-2010 годы. Важнейшее направление работы - мониторинг эффективности инвестиционных расходов бюджета.
Одно из направлений совершенствования нормативной правовой базы - создание механизма предоставления инвесторам объектов недвижимости, принадлежащих Республике Коми, на условиях концессионных соглашений. Мы намерены снижать инвестиционные риски, формировать эффективную систему льготного налогообложения, содействовать развитию инноваций, подготовке кадастра инвестиционных площадок.
Мы занимаем лидирующее место среди регионов Северо-Запада России по показателям инвестиций в основной капитал на душу населения (по итогам 2007 года он значительно выше среднероссийского уровня), положительной динамике иностранных инвестиций. У нас достаточно высокие международные кредитные рейтинги ведущих мировых и отечественных агентств. Национальный долгосрочный рейтинг, присвоенный республике агентством "Фитч Рейтингз", относится к инвестиционному классу.
РГ: Какие наиболее крупные инвестиционные проекты вы можете назвать? Получат ли они поддержку региональной власти?
Торлопов: Это строительство участка газопровода на территории Республики Коми в рамках межрегионального мегапроекта "Ямал - Европа", железнодорожной магистрали "Белкомур", проект "Степ" по расширению производственных мощностей целлюлозно-бумажного производства ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", строительство заводов по производству древесно-стружечных и ориентированно-стружечных плит с привлечением средств группы "Сафвуд" (Италия), Ярегского горно-химического комплекса мощностью 650 тыс. тонн в год по добыче и переработке руды и другие.
До 2020 года мы намерены реализовать 48 крупных промышленных проектов с общей суммой инвестиций более 722,1 миллиарда рублей (в том числе около 410 миллиардов - по наиболее крупным проектам), включенных в Схему размещения и развития производительных сил в Республике Коми. Мы будем поддерживать эти начинания в рамках действующего законодательства, поскольку главное для правительства Республики Коми - комплексное развитие территории. Наши условия предельно просты: намерения инвестора должны быть серьезными и ответственными; финансовые схемы - прозрачными; доступ к природным ресурсам получен на законных основаниях; применяемые технологии должны обеспечивать глубокую переработку на территории, а не за пределами региона; проект должен пройти общественную и экологическую экспертизу.
В первую очередь государственная поддержка оказывается субъектам инвестиционной деятельности, включенным в перечень приоритетных инвестпроектов Республики Коми, утверждаемый правительством. В прошлом году мы создали Фонд поддержки инвестиционных проектов.
РГ: Владимир Александрович, как региональная власть выстраивает отношения с органами местного самоуправления?
Торлопов: Все муниципальные образования в республике обеспечены финансами для исполнения возложенных на них полномочий. Для этого на места передана часть налогов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет, созданы специальные фонды для оказания муниципалитетам финансовой помощи, в том числе на обеспечение исполнения ими отдельных государственных полномочий, выравнивание бюджетной обеспеченности.
С учетом накопленного опыта решения проблемных вопросов муниципальной реформы как в республике, так и за ее пределами необходимо, на мой взгляд, во-первых, выявлять лучший опыт работы органов МСУ и внедрять его в повседневную практику всех муниципальных образований. А также организовать четкую систему подготовки и переподготовки муниципальных кадров. Ведь от уровня их квалификации сегодня напрямую зависит качество принимаемых решений и развитие важнейших сфер жизнедеятельности районов и поселений.
РГ: Ваша оценка реализации на территории региона национальных проектов в социальной сфере?
Торлопов: Интеграция федеральных, региональных и муниципальных ресурсов в рамках проектов способствовала притоку значительных финансовых средств. В частности, в рамках проекта "Образование" в систему общего образования республики поступило почти 600 миллионов рублей, что позволило качественно изменить учебно-материальную базу школ, обновить лабораторное оборудование, программно-методическое обеспечение, повысить квалификацию педагогов. Реализация проекта дала мощный стимул для всплеска инновационного развития школ, творческой активности учителей. За два года государственную поддержку из федерального бюджета получили 46 школ и 154 учителя. И с каждым годом стремление продемонстрировать свой опыт и получить общественное признание проявляет все большее число школ и учителей. В этом году по сравнению с прошлым количество участников конкурса увеличилось в 1,7 раза, педагогов - в 1,2 раза.
В образовательном процессе активнее стали использоваться информационные технологии. Повысился уровень компьютерной грамотности учителей: более половины работников образования овладели информационно-коммуникационными технологиями, 27 процентов учителей стали активно их использовать в образовательном процессе.
Результаты нацпроекта "Здоровье" также весьма заметны. Во-первых, в республике явно улучшилась демографическая ситуация. В 2007 году впервые за последние 15 лет естественная убыль населения сократилась до рекордно низких показателей - 0,8 на 1 тысячу населения. (По России - 3,4 на 1 тысячу.)
Во-вторых, в больницах увеличилось количество проводимых диагностических исследований, сократились очереди на их проведение. Благодаря дополнительной иммунизации в 16 раз снизилась заболеваемость краснухой и в 2 раза - гриппом.
В-третьих, повысилась заработная плата медиков: участковых врачей - в 2,7 раза, медсестер - в 2,3 раза, работников фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), "скорой помощи" - в 1,7 раза, акушеров-гинекологов - в 1,5 раза, "узких специалистов" - в 1,4 -1,9 раза.
Все больше жителей Республики Коми могут попасть в федеральные клиники для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Дополнительно выделен федеральный государственный заказ для Республиканского кардиологического диспансера на 200 человек. Теперь лечение сердечно-сосудистых заболеваний более доступно для жителей Республики Коми, Пермского края, Архангельской области.
Впервые за последние годы мы начали строить новые капитальные объекты здравоохранения. В том числе сразу 22 ФАПа.
РГ: Владимир Александрович, самый сложный для всех регионов нацпроект - это "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Какие шаги предпринимаются в Республике Коми для активизации жилищного строительства? Есть ли заметные результаты?
Торлопов: В 2006-м и 2007-м годах мы выполнили намеченные планы: в эксплуатацию введено в общей сложности почти 387 тысяч квадратных метров жилья.
Мы создали собственную целевую программу "Жилище" на 2008-2012 годы. Большое внимание в ней уделено разработке документов территориального планирования, обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, переселению людей из аварийного жилфонда, обеспечению жильем различных категорий граждан. На эти цели предусмотрено выделение 3,9 миллиарда рублей, в том числе в 2008 году - 1,47 миллиарда. Если программа будет выполнена, мы сможем ввести в эксплуатацию более 1,3 миллиона квадратных метра жилья, в том числе более 200 тысяч квадратных метров - в 2008 году, обеспечить жильем и улучшить условия более четырех тысяч семей, из них более тысячи - до конца этого года.
Твердо могу сказать, к примеру, что указ президента Дмитрия Медведева об обеспечении благоустроенным жильем всех участников Великой Отечественной войны, вставших в очередь на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 года, мы выполним раньше указанного срока (1 мая 2010 г.). Сегодня в Республике Коми таких ветеранов осталось всего 76 человек. Все они получат квартиры до конца 2009 года. Более того, мы направили в адрес Министерства регионального развития РФ поправки в Жилищный кодекс РФ, которые позволят в кратчайшие сроки улучшить жилищные условия и тем ветеранам, которые встали на учет после 1 марта 2005 года. Таких, по нашим подсчетам, в республике 94 человека (40 ветеранов и 54 вдовы).
Намерены мы развивать ипотеку и деревянное домостроение. На дальнейшее поддержание системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования из республиканского бюджета в 2008-2012 годах будет направлено свыше 400 миллионов рублей. А для активизации деревянного домостроения запускаем, в частности, строительство фабрики по производству деревянных строительных конструкций. В полном объеме производство заработает в 2009 году, но выпуск комплектов домов начнется уже в ноябре-декабре этого года. Первые дома заселят люди, переехавшие из неперспективных, закрывающихся поселков, а такие на территории Республики Коми есть.