В ближайшие дни в правительство будет внесена комплексная программа развития московского транспортного узла. Не исключено, что аналогичный проект появится для Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Минтранс намерен объединить деньги и силы соседних регионов для создания современной транспортной инфраструктуры. А при строительстве региональных и сельских дорог, возможно, будет использоваться уникальный материал, который позволит надолго забыть о "ямочном" ремонте. Об этом нашему корреспонденту рассказал министр транспорта Игорь Левитин.
Полотно с ренолитом
Российская газета: Игорь Евгеньевич, все говорят о каком-то чудо-материале для дорожного покрытия, созданном на основе нанотехнологий. Якобы вся Европа им "вымощена", и дороги 10 лет стоят как новые.
Игорь Левитин: Видимо, речь идет о ренолите. Такой материал у нас есть, дорожники закупили его за границей. На Урале им уже оборудован опытный участок дороги. Теперь будем смотреть, как он себя поведет. Технология действительно очень перспективная, суть ее - в укреплении грунтов. И с ее помощью можно неплохо сэкономить на строительстве и содержании дорог. Кстати, в СССР была такая технология, но ее у нас "одолжили" за границей. А теперь мы ее воспринимаем, как необыкновенное чудо. Это говорит о нашем небрежном отношении к собственным научным разработкам.
РГ: Так давайте закупим технологию и начнем производить ренолит в России.
Левитин: Давайте прежде всего не будем спешить. Сейчас специалисты изучают возможность применения целого ряда технологий повышения несущей способности грунтов. Это позволит строить более долговечные дороги, устойчивые к большим нагрузкам. Ренолит - хороший материал, но он не годится для федеральных трасс, где высокая интенсивность движения и большие нагрузки на дорожное полотно. Зато на региональных дорогах он может быть очень большим подспорьем.
ЦКАД дали "добро"
РГ: Есть федеральные трассы, до которых у минтранса пока не доходят руки. Регионы готовы взять в собственность участки, проходящие по их территории. И развивать вместе со своими дорогами. Но вы сдерживаете эту инициативу.
Левитин: Все как раз наоборот. Это регионы хотят передать часть своих дорог на федеральный уровень. В чем сегодня проблема федеральных трасс? Их 48 тысяч километров, а региональных - 500 тысяч. Но объем перевозок 50 на 50. То есть интенсивность движения на федеральных дорогах в десять раз выше. Содержать такие дороги регионам просто не под силу. Что же касается передачи региональных дорог, мы такие обращения рассматриваем и, по возможности, принимаем положительное решение.
РГ: Но уж к Москве это точно не относится. Недавно мэр столицы Юрий Лужков сказал, что он покончит с автомобильными пробками, если из федерального бюджета ему дадут триллион рублей.
Левитин: Эта очень вольная интерпретация того, что сказал Юрий Михайлович. Специальной рабочей группой, в которую входят представители минтранса, Москвы и Московской области подготовлена комплексная программа развития московского транспортного узла. Ее стоимость - 4,9 триллиона рублей. Особое внимание в программе уделено развитию дорожной инфраструктуры. Количество автомобилей уже превысило те прогнозы, которые делались в 1990-х годах. И строительство дорог было запланировано совсем не под те потоки автомобилей, которые есть сегодня в Москве и Подмосковье. Если в 2006 году на тысячу москвичей приходилось 297 легковых автомобилей, то, по экспертным оценкам, к 2030 году их будет 496.
При существующих дорогах - это коллапс. Нам необходимо кардинально изменить систему перевозок людей в Москве и области, развивать общественный транспорт, особенно метро и железную дорогу. Но для этого потребуются большие инвестиции.
Предстоит построить автомобильные дороги, параллельные существующим сегодня федеральным трассам. Когда Юрий Михайлович говорит, что из 17 полос города поток машин попадает в 6 полос федеральных дорог на территории области, его позицию можно понять. Но земля возле Кольцевой дороги была застроена не федеральным центром. Москве и области надо было планировать паркинги, парковки. Однако землю передали крупным торговым центрам, которые, не обустроив съезды, превратили две полосы кольцевой дороги в места стоянки автомобилей. Поэтому 5 июня на заседании правительства было принято решение о начале проектирования Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области. Она должна взять на себя транзитные функции Московской кольцевой автодороги (МКАД), которая с ними уже не справляется, по сути - превратившись в уличную дорожную сеть города.
РГ: И когда мы сможем прокатиться по ЦКАД с ветерком?
Левитин: В 2009 году планируем завершить проектирование дороги, выбрать трассу, определить схему финансирования и строительства. Тогда можно будет точно сказать, когда мы по ней поедем.
РГ: ЦКАД входит в программу развития московского транспортного узла?
Левитин: Она в ней предусмотрена. Сама программа в ближайшее время будет внесена в правительство.
РГ: Вы уверены, что ее одобрят? 4,9 триллиона рублей - серьезные деньги, больше половины годового бюджета страны.
Левитин: В федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" на развитие московского транспортного узла предусмотрено 970 миллионов рублей. Москва предложила еще триллион рублей помимо тех, которые были запланированы ранее, рассчитывая на дополнительное финансирование из федерального бюджета.
РГ: Область готова финансировать программу?
Левитин: У Подмосковья нет такой возможности, как у Москвы, тем не менее регион максимально заинтересован в этой программе. Область полностью взяла на себя выделение гарантийного гранта для концессионеров ЦКАД, если не будет необходимого объема автотранспорта. И эта сумма немаленькая - более 100 миллиардов рублей.
РГ: Москва и Подмосковье часто не могут договориться о совместных действиях и не только по дорогам. Удастся ли им "сработаться"? Интересно, в других регионах есть такая проблема?
Левитин: Во многих мегаполисах похожая ситуация. Между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью работа по развитию транспорта тоже не скоординирована. Город рассматривает свою программу, область - свою. Мы предложили, пока не поздно, сделать и для них совместную программу. Она предусматривает финансирование из трех бюджетов: федерального, городского и областного, а также привлечение частных инвесторов. По московскому транспортному узлу мы предложили создать координационный совет, который в постоянном режиме будет отслеживать работу по реализации программы. Только взаимодействие и координация позволят улучшить транспортную ситуацию в мегаполисах.