Международный фестиваль студенческих спектаклей "Твой шанс" в Театральном центре на Страстном в нынешнем году очень широко представил европейскую карту театральных школ.
Здесь и студенты Миланской школы знаменитого "Пикколо Театро", и шведы, и спектакль таких известных театральных школ, как Болгарская национальная академия театра и кино. Они, кстати, показали один из самых ярких спектаклей фестиваля, поставленный известным европейским режиссером, провокатором Иваном Станевым по роману Андрея Платонова "Котлован". Но больше всего в фестивале представлены театральные школы России.
Постановку "Сна в летнюю ночь" привез на престижный конкурс Сургутский музыкально-драматический театр. Шекспира играют третьекурсники Челябинской академии культуры и искусств (курс под руководством Гарольда Стрелкова учится при театре, и спектакли, сделанные в рамках учебного процесса, уже входят в репертуар). "Твой шанс" - не первый фестиваль, в котором участвуют сургутские студенты: в прошлом году их постановка пушкинской поэмы "Анджело" (режиссерская идея студентки Юлии Уткиной) была с успехом показана в Пскове, а этой весной пластический спектакль "Гипербореи. Начало мира" (в постановке главного режиссера театра Владимира Матийченко) побывал в Петрозаводске.
Творческому освоению пьес Шекспира у сургутских студентов посвящен семестр: их руководитель взял за образец учебный план Мастерской П. Н. Фоменко, где учился сам. Сначала ребята показывают десятки самостоятельных отрывков-заявок, а потом самая многообещающая идея берется за основу будущего большого спектакля. Так было с "Анджело", так получилось и со "Сном..." - режиссером является Анна Ерофеева, она же играет роль Елены.
В спектакле привлекает свобода, с которой молодежь играет Шекспира. Кажется, что у студентов с великим Бардом сложились дружеские, но при этом уважительные, совсем не панибратские отношения. Прежде всего авторы спектакля внимательно прочитали пьесу и заметили, что из-за ссоры Титании и Оберона испортился афинский климат: на землю пали бесконечные ливни, наползли туманы и задули ветры. Поэтому все персонажи в спектакле ходят в галошах, не расстаются с зонтиками, а из тяжелых туч на их головы то и дело капает (над сценой висят большие бурдюки, и оттуда сочится влага). Благодаря пристальному изучению текста появилось еще одно немаловажное обстоятельство: страх перед жестокими афинскими законами, который и гонит молодых влюбленных в лес, подальше от отцовской и герцогской власти. То, что правитель Афин Тезей суров и беспощаден, понятно с первых минут: добывший свою невесту Ипполиту мечом, он привозит ее с кляпом во рту, привязанной к колеснице.
Впрочем, никаких казней и пыток в веселой волшебной истории нет. "Сон в летнюю ночь" - остроумная театральная забава с явной лирической подсветкой. Волшебный лес, полный тайн, олицетворен самими актерами - они с одинаковым рвением исполняют и главные роли, и, мгновенно сменив "греческие" костюмы на черные трико, роли кустов и деревьев. Заросли преграждают путь юным беглецам, заставляют петлять и теряться в темноте, ветки-руки щекочут их и цепляются за одежду, разлучают и вновь сводят... Нельзя не восхититься пластической изобретательностью ребят и их педагогов (балетмейстер Татьяна Соловьева).
Великолепно придумана в спектакле божественная пара - Оберон (Никита Малышев) и Титания (Юлия Уткина). Царь тьмы в чалме и с развевающимся плащом старательно "задувает" все софиты (ему помогают духи ветра, они же носят на руках Пэка - таким образом этот увалень летает). Богиня весны, так же как ее свита - три попискивающие по-птичьи девушки, - одета в индийские одежды. Она во всем противоречит своему супругу и зажигает погашенные прожектора...
Но самое главное начинается, когда благодаря действию волшебного цветка царица эльфов влюбляется в Основу. Как и в пьесе, самодеятельный актер превращен шалуном Пэком в осла, но не это здесь оказывается источником комических недоразумений. Ведь Титании суждено полюбить первое, что она увидит, когда проснется. А видит она не ослиные уши, а босую ногу стоящего с ней рядом долговязого ремесленника. И вся ее нежность и ласка отдается этой большой ступне, к которой Титания обращается так, как будто это прекрасное лицо возлюбленного. Основа (прекрасная работа Павла Касьяна) смущен, но ведет себя по-рыцарски: покорно разрешает царице таскать его за ногу, понимая, что женщине противоречить бесполезно. Когда же чары развеются и Титания исчезнет, оставив только красный цветок между пальцами ноги несчастного, станет ясно: Основа поражен любовью по-настоящему.
Легкомысленные влюбленные летней ночью легко забывают своих подруг, мгновенно меняя свои привязанности, а бедный Основа вместе со своими товарищами абсолютно всерьез играет трагедию о Пираме и Фисбе - историю о том, что любовь может быть только одна и за нее стоит умереть. И над сценой веет легкой грустью, светлой печалью...