В восемь утра участников "Кинотавра", способных в это раннее фестивальное время уже реагировать на окружающих, просят принять позу лотоса. Или что-то вроде того - на пляже начинается йога...
"Кинотавр" - это фестиваль нового, самого свежего российского кино, в обрамлении шедевральных и неформатных, выученных по кадрам наизусть и совершенно неизвестных отечественных фильмов. 14 картин (в том числе - "Живи и помни" Александра Прошкина, "Девственность" Виталия Манского, "Пленный" Алексея Учителя, "Юрьев день" Кирилла Серебренникова) в основном конкурсе. Заявленная пятнадцатая - "Старшая жена" Ивана Соловова - сошла с дистанции буквально перед самым открытием по техническим причинам - фильм просто не успели к "Кинотавру" закончить. Из четырнадцати шесть - дебютов.
Бесконечное множество фильмов вне конкурса - в рамках программ "Летняя эйфория", "Спецпоказ", "Кино на площади", "1958-2000. Лучшие фильмы и режиссеры", "Кино, которое мы не заметили" и "Антология российского кино".
20 градусов в море, на пару градусов побольше - на суше, полупустынные пляжи и битком набитые кинозалы, - это будни фестиваля. Синей строкой вписано специальное предупреждение - ноу-хау обновленного "Кинотавра" Александра Роднянского и Игоря Толстунова: "Не опаздывайте на сеансы. Дирекция заранее предупреждает всех гостей и участников, что у дверей кинозала вас будут встречать специально обученные люди, которые не будут реагировать на следующий текст: "Пропустите! Вы что, не знаете, кто я?!"
Правда, кино потом покажут еще раз, - не в Зимнем театре, так в кинозале гостиницы "Жемчужина", где базируется "Кинотавр", или на Театральной площади, где весь город ночи напролет смотрит фильмы. А коллеги или создатели картин все расскажут.
Олеся Железняк,
ведущая церемонии открытия:
- Когда мне позвонили и предложили провести открытие "Кинотавра", я спросила: "А почему я?" Они сказали, что им нужна актриса, которая что-то символизирует. Я спросила: что? "Типичный образ молодой актрисы средней узнаваемости"... И тем не менее мне очень приятно, что меня пригласили... Мое самое первое кино, которое я посмотрела в кинотеатре, было индийским. В детстве, под сильным впечатлением от увиденного, я одевала колготки на голову, - это были мои две косы, рисовала точку на лбу, и у трансформаторной будки танцевала индийский танец... А теперь я здесь...
Алексей Герман,
первый награжденный "Кинотавра" - призом "за честь и достоинство":
- Мне эту премию в третий раз присуждают. Два раза я уже отказывался, причем один раз - через "Российскую газету", на третий - получилось...
Александр Мельник,
продюсер, режиссер самой дорогой на "Кинотавре" и на сегодняшний день самой "кровавой" конкурсной картины "Новая земля":
- Самое сложное, что может происходить в человеке, - это способность полюбить другого. Общественная деятельность меня научила тому, что человек должен очень четко и ясно знать ответ на простой вопрос: ты способен помочь кому-то или нет?
Весь телевизионный экран забит насилием. Мы живем в мире, в котором оно тиражируется невероятно, но это искусственное насилие - оно не заставляет нас задуматься, какие последствия возникают от наших действий. Поэтому мальчик может взять пистолет и пойти перестрелять одноклассников: как в кино. Потом будут выносить труппы, а он будет говорить: подождите, я не понял, они что, уже мертвые? И вот нам нужно было сказать, хотя бы однажды: будь осторожен, когда ты убиваешь человека, ты убиваешь его навсегда. И ты убиваешь еще и себя в этот момент. Об этом кино.
Сергей Мокрицкий,
оператор-постановщик, режиссер конкурсного фильма "Четыре возраста любви":
- В нашем фильме героиня Лии Ахеджаковой узнает, что она беременна. Лия Меджидовна мучилась этим вопросом очень сильно. Она долго решалась на эту роль. А когда уже решилась и начала играть, то она на третий день съемок предложила: вот я тут придумала, можно, я буду играть ложную беременность? А я ответил: вы играйте внутри ложную, а снаружи все-таки чтоб было по сценарию... Получилось то, что получилось. Родились фразочки типа "Фантазерка вы, тетя Вика"... Ее героиня все время что-то выдумывает, в семье держит вожжи в своих руках... Я сам уже даже не знаю, беременна она или нет. До съемок она была беременна.
Александр Прошкин,
режиссер конкурсного фильма "Живи и помни" по повести Валентина Распутина:
- Странная вещь, мы все, собравшиеся здесь, - дети урбанизации, но когда приезжаем и вливаемся в деревню, появляется пронзительное ощущение сопричастности. Безумно жалко людей, и в то же время стыдно. Они думают, раз мы с кинокамерой, значит, можем сделать для них что-то. И каждый раз приходится отвечать на вопросы, почему, например, у них нет дороги и к ним невозможно добраться, почему у них такое полное разорение... Съемки нашего фильма проходили в труднодоступном районе даже не сточки зрения попадания туда, сколько в плане возможности связи - там почти не работали телефоны. На экране кажется, что это одна деревня, но каждый день мы ездили по заснеженным дорогам от 70 до 90 километров - на разные натуры.