Объявлены победители 19 российского фестиваля "Кинотавр"

Из 14 картин основного конкурса "Кинотавра" шесть было дебютных. В том числе и фильм "Тот, кто гасит свет" Андрея Либенсона, о попадании на фестиваль которого говорил с удивлением даже сам режиссер-дебютант. Герой Алексея Гуськова - следователь Моисеев с параноидальным упорством и отключенным инстинктом самосохранения ищет маньяка, убивающего по средам маленьких девочек. Ничего не ест, почти не спит, бьет морды, сам получает по полной программе, бегает по крышам, проваливается под лед. "Условием работы было то, что каскадерское участие в картине минимальное. Актерам самим приходилось прыгать в ледяную воду, катиться по ледяному скату, залезать на крыши и как можно более правдоподобно драться, - раскрывал "кухню" режиссер Андрей Либенсон. - Один актер даже испугался и отказался от роли".

Самой доброй, ясной, внятной и позитивной картиной нынешнего "Кинотавра" стал фильм Оксаны Бычковой "Плюс один". Настроение, повествование, как в ее дебютном "Питере FM". Герои - русская переводчица Маша (в исполнении актрисы Петра Фоменко Мадлен Джабраиловой) и английский кукловод Том (его сыграл Джетро Скиннер), приехавший в Москву вести семинары для нового кукольного шоу. История о том, как человеку встретить свою вторую половинку и стать в буквальном смысле "плюс один". Точнее, про то, что мешает ему это сделать, когда, казалось бы, все очевидно благополучно складывается и нужно только вылезти из собственного панциря и попытаться начать думать "мы" вместо удобного и универсального "я".

Самой ажиотажной картиной фестиваля можно назвать "Юрьев день" Кирилла Серебренникова. Сильная, жесткая, грамотная и очень уверенная режиссерская работа, оставляющая полное ощущение того, что большой талант тратится куда-то совсем не туда. Сюжет - с отголосками религиозного "Хождения Богородицы по мукам". Оперная певица, работающая в Германии, едет в российский провинциальный городок показать сыну-подростку свою малую родину. Сын упирается изо всех сил, чувство ностальгии ему незнакомо, а ощущением зря потраченного времени он упивается изо всех сил. Потраченное в первых же тактах картины превратиться в утраченное - в местном краеведческом музее он выпадет из времени вообще. И пропадет насовсем - просто исчезнет. Когда, куда да и жив ли он вообще - тут и начинаются муки матери, потерявшей ребенка. Все ее отчаянные попытки ни к чему не приводят, и ей остается только одно: сидеть и ждать в этом захолустье хоть какого-нибудь известия.

Итоги фестиваля

"За выдающийся художественный вклад в развитие российского кинематографического искусства" - Алексею Герману (вручали на открытии);
"За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства и кинонауки" - Армену Медведеву (вручали на закрытии);
Главный приз (материальный эквивалент - 625 000 рублей) - картина "Шультес" режиссера-дебютанта Бакура Бакурадзе;
Приз за лучшую режиссуру - Александр Прошкин, фильм "Живи и помни";
Приз за лучший дебют - фильм "Нирвана" режиссера Игоря Волошина;
Приз за лучшую женскую роль - Ксения Раппопорт, фильм "Юрьев день" режиссера Кирилла Серебренникова;
Приз за лучшую мужскую роль - английский актер Джетро Скиннер, фильм "Плюс один" режиссера Оксаны Бычковой;
Приз за лучшую операторскую работу - Илья Демин, фильм "Новая земля";
Приз им. Григория Горина за лучший сценарий - Петр Луцик и Алексей Саморядов (оба - посмертно), фильм "Дикое поле" режиссера Михаила Калатозишвили;
Приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму - Алексей Айги, фильм "Дикое поле".
Приз гильдии киноведов и кинокритиков - фильм "Дикое поле" Михаила Калатозишвили.