В регионах началось формирование наблюдательных комиссий для общественного контроля мест принудительного содержания.
Включить в их состав людей, владеющих технологиями ведения переговоров в ходе конфликтов, предложил известный правозащитник Валерий Борщев. Идея была озвучена на днях в Сочи, где с участием уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина прошел круглый стол "Диалог в зоне риска".
Еще осенью 2003 года был создан Общественный совет при министре юстиции РФ. Вскоре подобные советы появились при каждом начальнике территориального управления исполнения наказаний. Причем к работе привлекались известные в регионах правозащитники, а также активные представители гуманитарных и просветительских организаций.
В это время по стране прокатилась волна тюремных бунтов, связанных с протестами против произвола администрации учреждений, применения пыток и незаконных методов содержания. Тогда впервые реальный контроль на территории бунтующей колонии был доверен общественникам.
- Мы собрали около 300 жалоб заключенных, которые потом были переданы в Генпрокуратуру, - рассказывает Валерий Борщев. - Переговорный процесс прошел достаточно успешно, спецназ вводить не пришлось, и конфликт разрешился.
Подобный опыт есть и на Кубани, где общественный совет при ГУФСИН под председательством известного в крае правозащитника Григория Пилиляна был создан в числе первых в стране. Так, в прошлом году во время обысков камер для изъятия запрещенных предметов в следственном изоляторе Краснодара возникла взрывоопасная ситуация: заключенные блокировали входы в камеры, начали кричать в окна и стучать по стенам металлическими кружками. Возле ворот СИЗО собралась толпа родственников. По городу поползли слухи один страшнее другого. Когда попытки сотрудников изолятора успокоить людей не увенчались успехом, начальник ГУФСИН Михаил Яров обратился за помощью к правозащитникам.
- Это был непростой диалог, - вспоминает Григорий Пилилян. - Но когда заключенные поняли, что мы действуем независимо от администрации СИЗО, они расступились, и мы смогли вывести пострадавших для оказания помощи. А потом вышли к родственникам. На улице уже была глубокая ночь, но никто не расходился. Люди жгли костры и собирались еще долго держать оборону у стен тюрьмы. Однако, послушав нас, успокоились и разошлись, поверив, что их родным ничего не угрожает. Материалы общественной проверки мы передали потом Михаилу Ярову, и сотрудники СИЗО, допустившие противоправные действия, были наказаны.
Подобные примеры в конце концов все же убедили и депутатов, и сенаторов в необходимости принятия закона об общественном контроле над местами изоляции.
В сочинской дискуссии приняли участие сразу два профессиональных дипломата - уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, который, как известно, был послом в США, и Юрий Михеев, когда-то работавший послом Лаоса, а сейчас - советником уполномоченного. Обоим прозвучавшая инициатива о создании "института переговорщиков" показалась интересной и заслуживающей поддержки.
- Современные конфликты - серьезный источник нестабильности и страданий людей, - убежден Владимир Лукин. - Их опасность на Северном Кавказе побуждает искать средства, которые помогли бы распознать очаги и не дать вовлечь в противостояние большие массы. Тут очень важно использовать технологии мирного урегулирования конфликтов. Это трудное и, скажу вам прямо, неблагодарное дело, ибо шишки валятся на тех, кто стремится к компромиссу. Но если вы намерены этим заниматься, то обещаю вам всестороннюю поддержку.
В последнее время во всем мире проявляется тенденция привлечения к переговорам во время захвата заложников и других взрывоопасных ситуаций представителей неправительственных организаций и людей, пользующихся авторитетом в обществе. Их точнее было бы назвать даже не переговорщиками, а посредниками.
- Опытный посредник, не вмешиваясь ни во что, выслушивает обе стороны, чтобы получить как можно больше информации, - говорит Лукин. - Задача - убедить всех в необходимости компромисса. Посредник становится как бы гарантом достигнутых соглашений, поэтому он должен быть человеком авторитетным, беспристрастным, уметь не втягиваться в конфликт и не вставать на сторону одного из участников.
Тут одного желания недостаточно, необходимы определенные навыки. К тому же не каждый готов подвергать себя опасности, а порой и смертельному риску. Нужно подумать, как защитить тех, кто готов идти в эпицентр конфликта. Хотя иногда, считают специалисты, одно присутствие независимого наблюдателя может остудить горячие головы.
На Северном Кавказе посредническую миссию часто берут на себя старейшины. Именно здесь когда-то зародилось и женское миротворческое движение "Белый платок".
- Мне пришлось работать при урегулировании осетинского конфликта в составе мобильных групп вместе с женщинами разных национальностей, - рассказала Валентина Череватенко, председатель "Союза женщин Дона". - Эта миротворческая деятельность помогла снизить напряжение. Но положительный результат гарантирован лишь в том случае, если власть готова договариваться, а не только ставить условия.
По мнению Владимира Лукина, правозащитники всегда найдут взаимопонимание с властью, если будут слышать обе стороны. Участники диалога говорили о том, что представители общественности могли бы стать посредниками и в социальных конфликтах. Как заметила краснодарская правозащитница Татьяна Рудакова, "мы присутствуем при создании института переговорщиков, у которого будет много факультетов".
В регионах начинается выдвижение кандидатов в состав наблюдательных комиссий, которые должны пройти процедуру утверждения в Общественной палате при президенте РФ. Владимир Лукин посоветовал участникам сочинской встречи очень серьезно подойти к их подбору. "Если в состав этих комиссий попадут посланцы криминальных структур, будет опорочена сама идея, - сказал уполномоченный по правам человека в РФ. - Необходимы отсев и консультации, в том числе и с представителями правоохранительных органов".
Предположительно, в комиссии войдут до 15 человек, в том числе несколько переговорщиков. За их обучение готов взяться фонд "Социальное партнерство", у которого уже есть опыт подготовки общественных наблюдателей.