В Городе невест состоялась церемония открытия международного аэропорта Иваново-Южный, который наконец-то получил все разрешительные документы для начала регулярных перевозок.
Крупнейший на Верхней Волге, этот аэропорт когда-то отправлял самолеты в 54 города бывшего Союза, а в 97-м даже добился статуса международного, и самолеты отсюда начали летать в Стамбул. Но даже это не спасло предприятие от окончательного развала. По мнению большинства специалистов, наблюдавших многолетнюю агонию аэропорта, погубила его неотрегулированность отношений собственников.
Частных инвесторов местные власти туда не пускали. Но и сами, однако, не спешили аэропорту помогать, поскольку это была собственность федеральная. Потом Иваново-Южный все же передали на областной баланс, но было уже поздно.
Новое правительство Ивановской области во главе с Михаилом Менем почти 79 процентов акций авиапредприятия передало правительству Москвы при условии серьезных инвестиций. То ожиданий не обмануло, вложив в реконструкцию аэропорта уже более полумиллиарда рублей. И в результате ту работу, на которую обычно уходит 5 - 7 лет (полное обновление взлетно-посадочной полосы, светосигнального оборудования, здания аэровокзала, котельной), удалось выполнить менее чем за два года.
Правда, несколько затянулась сертификация аэродромных служб. Но вот наконец-то получен и единый итоговый сертификат соответствия гражданской авиации. То есть аэропорт технически полностью готов к приему воздушных судов массой до 200 тонн (самолетов типа ТУ-154 или боинг-707).
Регулярные полеты из Иванова-Южного начнутся уже с 1 июля: три рейса в неделю до Москвы и один рейс в Санкт-Петербург. В расписании полетов аэропорта Внуково уже появилась и такая строка - "Москва - Иваново". Кстати, до столицы самолет из Иванова летит меньше часа.
А вот с ответами на вопросы о цене билетов и дальнейших планах по перевозкам руководитель департамента транспорта и связи города Москвы Леонид Липсиц и гендиректор первой компании-перевозчика, согласившейся летать в Иваново, Денис Павшинский несколько замешкались.
Гендиректор Павшинский тарифную "вилку" до Москвы обозначил от заоблачных 3900 рублей до вполне приемлемых 900 - все будет зависеть, по его словам, от "коммерческого успеха проекта". Но когда о цене билетов спросили пассажиров первого рейса, улетевших в столицу в день торжества, те назвали верхний предел тарифа, то есть 3900 рублей (на эти деньги, между прочим, можно туда-сюда смотаться до Москвы на обычном такси, и что-то даже останется).
- Сложно говорить о самоокупаемости, занимаясь только пассажирскими перевозками, - считает губернатор Михаил Мень. - Аэропорт запущен. И теперь с партнерами-москвичами будем думать, в каком направлении нам дальше развивать его инфраструктуру.
Леонид Липсиц тоже призвал не зацикливаться пока на вопросах окупаемости вложений - этот проект, по его мнению, инфраструктурный, призванный повлиять на общую инвестиционную привлекательность региона. А в том, что она с началом регулярных полетов из Иванова не просто вырастет, а вырастет в разы, никто из чиновников не сомневается.
Тем не менее частный капитал обустраивать зону Иванова-Южного логистическими и складскими структурами пока не спешит, несмотря на предельно низкую ставку там налога на имущество - всего 0,1 процента. В проведенном недавно конкурсе на создание особых экономических зон портового типа заявку ивановцев министерство экономического развития РФ тоже отклонило.
А на редких полетах самолетов малой вместимости до Питера и Москвы действительно много не заработаешь. Да и будет ли хоть какая-то загрузка этих первых регулярных рейсов, никто пока уверенно не скажет.
Соседи-ярославцы это уже пытались сделать на базе бывшего военного аэродрома Туношна. Без особого успеха.