Иштван Сабо: актеры "Табакерки" играют феноменально

Лауреат всех возможных премий в области кино, обладатель призов Московского, Берлинского, Каннского, Венецианского фестивалей, американского "Оскара", Сабо еще в 70 — 80-х годах прошлого века был для наших киноманов одним из самых авторитетных иностранных режиссеров наряду с Бергманом, Феллини, Антониони, Висконти, Янчо, Вайдой, Трюффо, Годаром. Его имя тесно связано с историей Московского фестиваля. Достаточно сказать, что свой главный приз за фильм "Отец" режиссер получил здесь, в Москве, еще в далеком 1966-м. Несколько лет назад Сабо привозил на ММКФ еще один свой фильм "Родственники". Тогда он получил приз жюри "За вклад в кинематограф". Сейчас классик мирового кинематографа представляет в Москве свой фильм "Отец" в ретроспективе фильмов, получивших Гран-при фестиваля. Незадолго до поездки в Москву наш корреспондент встретился с режиссером, которому недавно исполнилось 70 лет, и попросил поделиться мыслями и ощущениями перед поездкой в Москву.

"Откровенно сказать, за три дня, что я провел в последний раз в Москве, вернувшись сюда после 20 лет перерыва, удалось повидать немного, - сказал он. - Но и увиденного было достаточно, чтобы понять: это уже другая Россия, которая динамично развивается. Что меня особенно тронуло? Это когда Никита попросил зал "Пушкинского" встать в мою честь при вручении приза жюри. Это, конечно, незабываемо. Это дорогого стоит. А что особенно поразило, так это театр моего друга Олега Табакова. Я был и во МХАТЕ, и в его театре-подвале — "Табакерке". Его актеры играют просто феноменально"

Говоря о современном кино, Сабо сказал, что Европа потеряла свой рынок кино, уступив его американцам. "Вообще эту тему сильно передергивают в прессе. Американское кино — это ведь не только Голливуд. Там ведь очень много независимых кинематографистов. Большинство картин в Америке делают независимые режиссеры. Джон Кассаветес был независимым режиссером, Мартин Скорсезе тоже, они и не жили в Лос-Анджелесе. Но даже если это голливудская продукция, она необязательно плохая, - отметил режиссер. - И я могу вам также сказать, что если картина сделана не в Голливуде, то совсем не значит, что она хорошая".

Продолжая тему европейского кинематографа, Иштван Сабо отметил, что "ни один кинематограф в мире больше столько не занимается недавней историей своих народов, как кинематограф Польши, Чехии или Венгрии".

"Надо иметь в виду, что в ХХ веке народы Восточной Европы пережили две глубокие психологические травмы: гитлеризм и сталинизм, - сказал он. - И сегодня, пытаясь объяснить — почему мы так живем, откуда в нас то-то и то-то, кино этих стран раз за разом уходит в историю в поисках ответов на насущные вопросы современности. Этого больше нигде нет. Ни в Бразилии, ни в Австралии, ни в Голливуде. Это основная отличительная черта восточноевропейского кино. Можно называть это самокопанием, мазохизмом и упрекать его за это, но это так".