В борьбе за покупателя предпринимателям Белгорода помогут дизайнеры

Владельцы кафе, ресторанов и магазинов начинают понимать: успех их бизнеса во многом зависит от нестандартной "упаковки". 

Обед с Белоснежкой 

Первым заведением в Белгороде, имеющим концептуальный дизайн интерьера, было кафе "Белоснежка". В отличие от "стандартных" предприятий общепита оно, ориентированное на самых маленьких клиентов, погружало посетителя в атмосферу знакомой сказки. Именно детские кафе - "Золотой ключик", "Три поросенка" - первыми в городе стали продуманно подходить к оформлению помещений. Грамотно построенная концепция была своеобразным способом привлечения клиентов и, надо сказать, делала свое дело. Позже подобный подход стали использовать и другие заведения. Как правило, владельцы останавливались на каком-либо национальном аспекте, подчеркивая особенности кухни. Правда, дальше традиционного русского, итальянского или китайского стиля в оформлении кафе сегодня мало кто идет. Хотя есть здесь и свои оригиналы.

- Стиль - это способ подчеркнуть индивидуальность, - считает управляющая ирландского паба Людмила Дубровская. - В Белгороде много ресторанов и кафе, но заведений такого рода раньше не было - и это при том, что они популярны во всем мире. Еда и напитки здесь - не главное. Ирландский паб - это брэнд, публичное место для общения, особая атмосфера веселья и удовольствия. Создавая ее, мы пытались передать дух Ирландии. В проектировании интерьера участвовал архитектор из этой страны. Большая часть элементов интерьера - из Ирландии. Даже крючки на стенах настоящие. Привезти их из-за рубежа оказалось дешевле, чем покупать или заказывать здесь. Естественно, паб - коммерческое предприятие, но окупят себя все эти вложения нескоро.

Помимо "этники" есть и другие тематические "якоря": кто-то таким образом привлекает лишних клиентов, кто-то просто пытается самореализоваться, а некоторым удается успешно совмещать и то и другое. Однако все прекрасно понимают, что вложения в концептуальный стиль должны финансово оправдывать себя.

Предприниматели делают ставку на креативный подход к продажам. Победителями станут не просто самые добросовестные, но и самые оригинальные участники рынка

- Получилось так, что концепция нашего заведения была придумана всем коллективом, - говорит управляющий кафе "50bar" Олег Проскоков. - Поскольку мы увлекались дайвингом, то и решили разработать интерьер в соответствующем стиле. Я считаю, стилизация предполагает особый взгляд на мир. Наши клиенты - это не только дайверы. Сейчас мы собираемся немного менять дизайн помещения, сделаем свой уголок и для байкеров, и для сноубордистов, и для поклонников рок-н-ролла. Есть вещи, которые делаются от чистого сердца. Но бизнес есть бизнес. Естественно, клиент переплачивает за интерьер - как и везде, маржа закладывается исходя из затрат. Зато есть стимул пофантазировать.

Сладкий "диван"

Если кафе, рестораны и бары активно включились в конкурентную борьбу за клиента, делая ставку на атмосферу и стиль оформления, то магазин, "погружающий" клиента в придуманную владельцами легенду, - пока еще редкость. Свой стиль есть практически у любого крупного заведения розничной торговли. Но, как правило, стиль этот излишне чопорен и строг. "Магазин-салон" - под такое дежурное определение можно подогнать дизайн, наверное, каждой торговой точки, неважно, что здесь продают - бытовую технику, одежду или продукты. Исключение составляют разве что сувенирные лавки, оформленные в восточном стиле. Однако моду на "концепцию" постепенно перенимают и магазины.

- В свое время логотип компании был разработан в черно-белом варианте, - рассказывает об оформлении недавно открывшегося в городе нового мебельного магазина консультант-маркетолог Владимир Ильин. - Поэтому, когда встал вопрос об интерьере, мы долго не думали. Эпоха черно-белого кино, Америка после "великой депрессии"… В принципе, все это соответствует и идее мебели - "Мебель для сладкой жизни". В этом направлении можно реализовать еще много интересного. Например, церемонию открытия магазина мы обставили в стиле тридцатых годов прошлого века. К слову, больше в городе нет тематически оформленных мебельных салонов. Есть магазины, которые позиционируют себя как продающие, скажем, мебель эконом-класса или мебель для успешных людей. Но покупателю интересно зайти в стилизованный магазин. В хорошей обстановке легче сделать выбор. Пока подобные изыски - все-таки редкость.

Ради места под солнцем

- В основном тематические стилизации делают бары, - говорит директор рекламного агентства "Час" Сергей Коробов. - Тенденция к росту таких заказов - налицо. Мода идет, как всегда, из Москвы. Белгород перенимает новшества с опозданием. Соответственно, дизайнерские ходы, на которые рассчитывает заказчик, отстают от требований времени. Предприниматели просто хотят показать - мы тоже имеем представление о современном интерьере. Но при этом - стараются обойтись минимальными затратами.

Там, где предложение опережает спрос, традиционными методами конкуренции место под солнцем не отвоюешь. Потребитель становится более требовательным и к обслуживанию, и к качеству товара. Заинтересованные в росте своего бизнеса предприниматели делают ставку на креативный подход к продажам. Победителями станут не просто самые добросовестные, но и самые оригинальные участники рынка.

Комментарий

Ольга Турчинская, специалист по PR-технологиям:

- С девяностых годов прошлого века в стране начался подъем бизнес-активности, но большинство магазинов, кафе, ресторанов остались похожими друг на друга. Со временем возник вопрос - как привлечь к себе максимальное количество клиентов? Появилась необходимость предлагать не только товар или услугу, но и концепцию заведения. Это своеобразная внешняя коммуникация, связанная с какой-то необычной идеологией - легендой, историей, - связанной с этим заведением, которая тиражируется, демонстрируется в оформлении, интерьере, сувенирной продукции, в одежде и манере поведения персонала. Причем затраты на это могут быть весьма значительными. Но экономическая целесообразность здесь есть. Такие вложения играют роль долгосрочных инвестиций, и, в конце концов, все изменения приводят к привлечению внимания потенциальных клиентов. Помимо товара клиенту предлагается "нематериальный компонент", который тоже стоит денег. Всегда есть выбор - просто пообедать в кафе или при этом примерить на себя роль моряка, ковбоя или кого-то еще.