Владельцы коммерческих маршрутов фактически шантажируют власть, требуя повышения стоимости проезда.
Как заявили владельцы нескольких частных фирм, занимающихся внутригородскими пассажирскими перевозками, уже в июле на дорогах Красноярска может возникнуть серьезный кризис.
По их словам, если тарифы на проезд в автобусах не будут подняты до 14-16 рублей в самое ближайшее время, то их бизнес станет неэффективным и окончательно убыточным. Более того, при существующей десятирублевой цене билета нельзя говорить о нормальном техническом обслуживании транспорта. Председатель Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев утверждает, что из-за этого уже к середине июля город может лишиться 30-40 процентов коммерческого парка автобусов.
Кроме того, среди частных перевозчиков бытует версия о том, что краевые власти, отстаивая нынешнюю стоимость проезда, лоббируют интересы солидных участников рынка и вытесняют с него слабых игроков.
- Если это действительно так, то в будущем никаких споров вокруг тарифов уже не возникнет, а на рынке останутся только крупные перевозчики либо будет создано большое муниципальное предприятие, - предполагает Омышев.
Заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности СФУ Александр Фадеев считает, что требования частников имеют под собой основания.
- Расчеты показывают, что 12-14 рублей вполне объективная цена для проезда в коммерческом транспорте, - говорит он. - Сегодня дизельное топливо подскочило в цене на два рубля. Его доля в себестоимости перевозок составляет до 40 процентов. При этом требуется еще и платить налоги, жалование персоналу и учитывать инфляцию. В итоге есть факты, когда бизнесмены вынуждены применять теневые схемы, чтобы уменьшить расходы. Кроме того, существует значительная разница между себестоимостью проезда в небольшом коммерческом автобусе и в его более крупном собрате. Естественно, последний при практически одинаковых эксплуатационных затратах более выгоден. Некоторые предприниматели уже сейчас идут на сокращения их численности на линии - ведь за счет накопления пассажиров на остановках увеличивается рентабельность. Но от этого, естественно, страдают горожане, которым приходится ездить в тесноте.
В отличие от ученого, в краевой администрации уверены, что частные перевозчики попросту не умеют считать. По словам заместителя руководителя департамента экономического планирования и промышленной политики администрации края Дениса Пашкова, себестоимость проезда одного пассажира - 9,5 рубля. Получается, что при сегодняшнем тарифе коммерсанты получают прибыль в 50 копеек с человека. Если учесть, что среднестатистический красноярец пользуется в день 3-4 автобусами, то доходы бизнесменов должны быть солидными.
- В документах, которыми перевозчики пытаются обосновать необходимость повышения стоимости проезда, говорится, что на 100 километров пути требуется 50-60 литров ГСМ, - говорит Пашков. - В то же время основная масса коммерческих автобусов потребляет 35-38 литров топлива. Это свидетельствует о неэффективности управления, и администрация не намерена покрывать эти недостатки за счет увеличения тарифов. Сейчас в транспортные компании будут направлены аудиторы, которые ознакомятся с первичными документами. Только тогда можно будет говорить о том, стоит ли повышать цену или нет.
Между тем многие эксперты сходятся на том, что угрозы перевозчиков - это элементарный шантаж.
- Заявления некоторых бизнесменов порой изумляют, - говорит экономист Денис Зыков. - Прежде всего высказывания о нерентабельности. Неужели маршрутчики такие альтруисты, что работают себе в убыток? Ведь есть мировая практика: если бизнес не идет, от него избавляются, а на рынке остаются более крепкие и стабильные участники. При этом они упорно конкурируют друг с другом, переманивая пассажиров качеством услуг. У нас же только цены растут, а о сервисе и говорить не стоит.
Действительно, обслуживание в красноярских автобусах оставляет желать лучшего - то нахамят, то провезут мимо остановки. На все претензии у персонала один ответ : "Платите нам больше, и мы будем возить вас хоть до подъездов". Однако в многолетних "тарифных войнах" властей и частных перевозчиков проигравшим неизменно остается пассажир.
Сейчас в Красноярске работает 135 предприятий по перевозке пассажиров в автобусах. Ежедневно на линию выходит порядка 2700 машин.