В Архангельской области готовятся к принятию трехлетнего бюджета

Сегодня  на сессии облсобрания рассмотрят проект закона "О бюджетном процессе в Архангельской области". Если его утвердят, в регионе будет приниматься трехлетний финансовый документ.

Задача с тремя известными

Принятие бюджета на три года означает, что утверждать его будут на очередной финансовый год (в нашем случае - 2009-й) и еще на два так называемых плановых периода, то есть 2010 и 2011 годы.

Сначала идея перехода на среднесрочный бюджет вызвала неоднозначную реакцию - слишком зависима казна региона от федеральных поступлений. Но ведь и федеральный бюджет принимается не на год, так что грядущие объемы поступлений предсказуемы. К тому же Поморье не отнесешь к высокодотационным субъектам.

По уровню дотаций из бюджета страны область занимает среди других регионов средние позиции.

В чем плюсы среднесрочного планирования? Областные финансисты приводят такие аргументы.

Бюджетная политика станет более предсказуемой и преемственной, а это особенно важно для инвестиционной деятельности, расходов капитального характера (ремонтов, приобретения оборудования).

Раньше средства из бюджета по всем статьям выделялись получателям (департаментам, учреждениям) только на год. С учетом этого заключались договоры, контракты на поставку товаров, услуг. А в следующем году надо было снова проходить согласования по выделению денег. Если все расписано на годы вперед, необходимости в этом не будет. Также бывает, например, что деньги на строительство выделяются только во второй половине года. Заказчики, торопясь их потратить, покупают продукцию на пике цен. Если же бюджет спланирован на перспективу, можно заранее проводить конкурсы среди подрядчиков.

"Трехлетка" способствует стабильности и в соцсфере. Проще станет работать госучреждениям. Это отмечают и их руководители:

- В предсказуемых условиях легче планировать деятельность учреждения, - говорит руководитель областной станции переливания крови Александр Рогалев. - Я смогу твердо знать, что мое учреждение получит средства на развитие, что в отрасли расставлены определенные приоритеты.

Рогалев добавил, что под конкретные планы, подкрепленные финансами из региона, проще получить федеральное финансирование.

В то же время трехлетний план - не догма. Например, может произойти скачок инфляции, и тогда не хватит денег на лекарства, на питание в больницах и школах. Потребуется срочно увеличивать расходы бюджета. Сделать это можно.

Теоретики и практики

Финансисты делают оговорку: механизм трехлетнего бюджета реален, если выдерживаются сценарные условия, на основе которых он сверстан, если правильно оценены доходные источники, стабильно законодательство.

Сейчас погрешности прогнозов, особенно по доходам, велики. Так, в 2007 году поправки в финансовый закон вносили семь раз: доходы выросли с утвержденных 21,4 миллиарда рублей до 30 с лишним миллиардов. По мнению председателя контрольно-счетной палаты облсобрания Николая Дружинина, все дело в заниженных базовых экономических показателях. Из-за этого нельзя правильно определить приоритеты финансирования, спланировать объемы соцподдержки.

Как пояснила директор областного департамента финансов Елена Усачева, основная проблема - отсутствие статистических данных социально-экономического развития региона на перспективу. Она согласилась, что для формирования бюджета на следующие годы надо искать новые методы прогноза социально-экономического развития. А бюджет 2009 года сложно верстать еще и потому, что на федеральном уровне не приняты основные документы по налоговому законодательству, неясна политика государства по таможенным пошлинам на лес и продукты его переработки.

Цифры говорят

Департамент экономического развития подготовил прогноз социально-экономического развития региона на три года по двум сценариям: один реальный, другой - оптимистический. Как сообщил "РГ" директор департамента Роман Накозин, обычно бюджет выполнялся по второму сценарию.

По предварительным данным, собственные доходы трехлетнего бюджета (без учета федеральных дотаций) составят около 47 миллиардов рублей. Их основными источниками останутся налог на прибыль, доходы физических лиц и добычу полезных ископаемых. Расходы к 2011 году достигнут 58,2 миллиарда рублей.

По словам Накозина, приоритетами экономики станут создание инвестиционно привлекательных территорий, перспективных населенных пунктов (выделят "опорные" территории, куда пойдут финансовые потоки), преодоление дефицита кадров, особенно рабочих, рост доходов населения. Бюджетникам планируется ежегодно поднимать зарплату на 9-10 процентов, при этом перейти на отраслевые системы оплаты труда, при которых заработок будет не ниже прожиточного минимума.

Депутаты облсобрания высказали свои замечания, на что чиновникам следует обратить особое внимание. По мнению Людмилы Кононовой, при формировании расходов на здравоохранение надо думать не о системе в целом, а о человеке, которому нужна качественная медпомощь. Пора наконец сверстать полноценную программу госгарантий по оказанию бесплатной медпомощи. Надо выделить деньги на выплату надбавок за стаж работникам первичного звена. Стыдно должно быть и за то, что детской областной больнице, где врачи борются за жизнь и здоровье детей, выделяются копейки на ремонт.

Другой больной вопрос - культура. На эту сферу (без учета расходов на СМИ и кинематограф) в 2007 году, например, пришлось лишь 1,3 процента расходов бюджета. Для сравнения, на содержание органов госвласти - 2,6 процента. А в культуре самая низкая зарплата по области, музеи, библиотеки требуют срочного ремонта.
  

Прямая речь

Тамара Миронова, заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и экономической политике областного Собрания депутатов:

- Надо ли принимать трехлетний бюджет и готовы ли мы к этому? Ответ на первую часть вопроса: надо. При планировании на несколько лет люди четко понимают, в каком направлении мы движемся. Понятно, что для достижения какого-либо результата надо идти в заданном направлении. От этого выигрывают и муниципальные образования, и весь регион.

Другое дело, готовы ли мы к этому. У области до сих пор нет утвержденной стратегии и программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Эти документы надо принимать как можно скорее, пусть не сразу в идеальном виде. Важно, чтобы они были, чтобы мы знали приоритеты, а дальше можно вносить коррективы и двигаться вперед.