В Алтайском крае взлетели цены на лошадиную силу

Через полгода в крае начнут действовать новые, повышенные ставки транспортного налога. Соответствующие поправки к закону сразу в двух чтениях накануне приняли депутаты Алтайского краевого Законодательного собрания на своей последней перед летними каникулами сессии.

Размер этого налога не менялся два года: с 2007 года ставки для уплаты за самую распространенную категорию легковых машин - с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил - увеличились на девять процентов, до 14 рублей за каждую лошадиную силу. Тогда же был введен и новый порядок уплаты транспортного налога - были отменены авансовые платежи, так что увеличившиеся тарифы автовладельцы обязаны оплатить только сейчас - до 1 июля 2008 года.

Именно такой порядок оплаты - за истекший период - спасет автомобилистов от повышенной "расплаты" в следующем году: утвержденные депутатами налоговые ставки на 2009 года будут предъявлены к оплате только в начале 2010 года. Кстати, из-за этого же порядка властям удалось сдержать свое прошлогоднее обещание - тогда вице-губернатор, председатель финансового комитета Владимир Притупов заверял, что в 2008 году повышения ставок транспортного налога не случится.

Нынешнее повышение инициировано также исполнительной властью региона - вопрос о ставках транспортного налога был внесен в повестку сессии губернатором Алтайского края Александром Карлиным. Владимир Притупов, доказывая необходимость повышения ставок, объяснял это растущей инфляцией и объемами производства в крае. Фактически эти два фактора власти оценили в 43 процента, потому что именно на столько будут увеличены ставки по уплате налога за самые распространенные автомобили с мощностью двигателей до 150 лошадиных сил. Таким образом, в 2010 году большинство автовладельцев заплатит по 20 рублей за каждую лошадиную силу в моторе своей машины.

Удовольствие держать в гараже мотоциклы или мотороллеры с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил (факт эксплуатации транспортного средства налог не учитывает) обойдется жителям края в восемь рублей за каждую лошадиную силу - рост этой ставки оценивается в 20-33 процента. За дорогую мощную технику через полтора года владельцам придется заплатить от 50 до 250 рублей за лошадиную силу. При этом, как уверяют власти, нуждающиеся в поддержке граждане - пенсионеры и инвалиды первой и второй групп - будут по-прежнему защищены: для них закон предусматривает увеличение размера льготы по уплате транспортного налога с 30 до 50 процентов. Как ненавязчиво демонстрируют власти социальную направленность своих действий, потери бюджета при увеличении льгот для пенсионеров и ветеранов составят пять миллионов рублей. Правда, в целом от уплаты налога по новым ставкам бюджет получит более 200 миллионов рублей.

Новость о грядущем повышении налога распространилась только накануне сессии. Автовладельцы возмущены: слишком поздно узнав о планах властей, люди даже не успели каким-либо законным образом выразить свое отношение к предполагаемым нововведениям. Между тем, депутаты в своем решении были практически единодушны: за повышение ставок проголосовали 47 алтайских парламентариев, один был против, трое - воздержались и пятеро вообще не голосовали по этому вопросу. При этом, осознавая ту негативную реакцию, которая была вызвана у простых жителей края, присутствующие на сессии предложили ежегодно пересматривать налоговые ставки - чтобы их постепенный рост не так больно ударял по карману и сознанию людей.

Комментарий

Виктор Клепиков, председатель Федерации автомобилистов Алтая:

- Автомобилисты возмущены таким резким повышением ставок налога. Если это индексация, то она не должна превышать размер официальной инфляции - 10,5 процента. Ведь пенсии и зарплаты в крае не повышаются на 43 процента.

Введение максимальных ставок для грузовых автомобилей и автобусов больно ударит по грузо- и пассажироперевозкам и выльется в очередное повышение тарифов и стоимости проезда для населения. Я думаю, что это подтолкнет предпринимателей, занимающихся перевозками, к тому, чтобы перерегистрировать предприятие в соседнем регионе, где ставки налога ниже. Так что краевой бюджет может больше потерять, чем получить.

Вообще мы считаем, что этот налог должен быть включен в стоимость горюче-смазочных материалов - кто больше ездит, тот больше платит.

Между тем

В краевом управлении налоговой службы считают, что если бы транспортный налог индексировали каждый год на 9-10 процентов, то не пришлось бы предпринимать столь серьезного одномоментного повышения.