Сотни северокавказских школьников требуют пересмотра результатов ЕГЭ

Завершается рассмотрение апелляций, поданных по итогам единого государственного экзамена. В ближайшее время станут известны окончательные результаты нынешней ЕГЭ-кампании.

По счетам

Ставрополье, пожалуй, один из немногих южных регионов, где довольны нынешними результатами выпускных испытаний в тестовой форме. Несмотря на то, что еще восемь апелляционных работ по русскому языку проверяют в федеральном центре тестирования, об итогах госэкзамена уже объявили на недавно прошедшей коллегии краевого министерства образования. Независимо от того, что скажут московские эксперты, общая картина сильно не изменится.

- Результаты ЕГЭ показали, что практически по всем предметам качество образования по сравнению с прошлым годом выросло в два раза, - сообщила на коллегии министр образования Ставропольского края Алла Золотухина. - Число "неудов" снизилось в три раза. Наивысшее количество балов - сто - получили четырнадцать выпускников, когда в 2007-м - всего один. 32 учащихся набрали 94 бала. Это достаточно высокий показатель.

Столь радужная статистика наверняка претерпела бы изменения, если бы все ставропольские школьники в обязательном порядке прошли ЕГЭ по математике. Край - один из пяти регионов, где сдавали этот предмет в традиционной форме. Как показывает многолетняя практика (в различных регионах математика в форме ЕГЭ проходит уже седьмой год), он еще самый сложный и объективный: его "заваливают" большинство "егэшников".

Тем не менее в этом году ставропольские школьники, сдававшие тесты по математике в Ростовской области, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии, справились с ними успешно.

Желание пройти испытания в других регионах проявляют, как правило, дети, основательно подготовившиеся к ЕГЭ и уверенные в своих знаниях, считают педагоги. Основная же масса школьников и их родителей до сих пор с некоторой боязнью и недоверием относятся к госэкзамену. Отсюда и такое количество апелляций. Так, в Ставропольском крае в этом году около 180 школьников пожелали, чтобы результаты ЕГЭ были пересмотрены (хотя их почти в два раза меньше, чем в прошлом). В Ингушетии и того больше - 208, в Чечне - всего двадцать. Традиционно больше всего апелляций по русскому языку, так как экзамен сдают практически все выпускники.

Конфликтная комиссия, как правило, не прибавляет более трех баллов к оспариваемому результату, объясняя это тем, что Министерство образования и науки РФ требует от регионов четких обоснований за каждый приплюсованный учащемуся балл. Так и вышло. После проверок у большинства работ остался первоначальный результат. Несколько десятков человек после апелляции получили в плюс один-два балла. Работам двух ставропольских выпускников, сдававших историю, прибавили по три балла.

- В конфликтную комиссию от учащихся из Чеченской Республики поступило не так много апелляций. Инициаторами чаще всего выступали родители, - рассказал начальник департамента по инновационным технологиям, внедрению ЕГЭ и реализации нацпроекта при министерстве образования и науки ЧР Саид-Хусаин Сулиманов. - Решения некоторых из них пересмотреть результат вызвано скорее любопытством. Они хотели убедиться, действительно ли в системе не произошло сбоев, все ли в порядке с содержанием экзаменационных заданий.

Запоздалые правки

Помимо претензий к результатам ЕГЭ, нередко возникают вопросы и по порядку проведения госэкзамена. В этом году в регионах Северного Кавказа подобных нарушений не выявлено, жалоб от учащихся и родителей не поступало, утверждают чиновники. Связано это с тем, что практически везде был усилен контроль за ходом испытаний. В некоторых республиках увеличивали количество общественных наблюдателей, в центрах обработки информации устанавливали камеры видеонаблюдения. В минобрах и даже в правоохранительных структурах организовывали "горячие линии".

- Вопросы от родителей и учеников из Чеченской Республики поступали на несколько телефонов. Звонили постоянно, но, как правило, всех интересовали организационные моменты, - продолжает Саид-Хусаин Сулиманов. - Поскольку ЕГЭ проходил впервые, спрашивали, что нужно взять с собой на экзамен, как себя вести и прочее.

Проблемы возникли уже после проведения ЕГЭ. Новое оборудование для обработки информации, которое в республику завезли и установили с опозданием, дало программный сбой. Из-за временных неполадок результаты ЕГЭ озвучили на неделю позже, чем было запланировано.

Между тем в Карачаево-Черкесии чиновники от образования до сих пор выясняют, почему около половины выпускников, решивших сдать химию в форме ЕГЭ, не явились на экзамен. В республиканском министерстве от комментариев отказались, сославшись на то, что ситуация еще не до конца выяснена. Хотя тест по этому предмету прошел еще 19 мая.

К слову, недовольных введением единого госэкзамена больше всего именно в этом регионе. Дело в том, что в 2005 году Карачаево-Черкесия стала первой в России по удельному количеству золотых и серебряных наград. В министерстве образования КЧР разработали целый комплекс мер для борьбы с "липовыми" отличниками. Присутствие сотрудников министерства во время контрольных работ, проверки журналов на предмет исправлений и другие надзорные мероприятия, а также введение госэкзамена снизили количество медалистов с 529 (2005 год) до 289 (2006). В прошлом году наградили 306 одиннадцатиклассников.

Мнение

Асхаб Сукиев, первый заместитель министра образования Республики Ингушетии:

- Отношение к единому государственному экзамену в республике неоднозначное. ЕГЭ по-разному воспринимают и ученики, и родители, и учителя. Безусловно, с введением тестов в два раза снизилась физиологическая нагрузка на учащегося. У него появилась возможность быть зачисленным в иногородний вуз, не выезжая туда и не проходя вступительных испытаний. Между тем сдавать ЕГЭ ученики боятся больше, чем любые другие экзамены. Считаю, что форму итоговой аттестации учащиеся должны выбирать сами. Если нужно поступать в вуз, пусть сдают ЕГЭ. Более слабым ребятам подошла бы и традиционная форма. Тем более что единый госэкзамен можно сдать и через несколько лет после окончания школы.

С другой стороны, госэкзамен лучше мобилизует учащихся. Они знают, что нужно рассчитывать только на свои знания, а не на снисходительность учителя.

Тем временем
470 абитуриентов Чечни по целевому набору направят на обучение в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Южного федерального округа. От желающих бесплатно учиться за пределами республики в приемные комиссии поступило уже около 500 заявлений. Через неделю все они пройдут собеседование. Возможность получить высшее образование в престижных вузах страны получат те, кто успешно сдаст вступительные экзамены. Как сообщили в министерстве образования и науки ЧР, этот год станет последним, когда республиканские выпускники смогут отучиться по целевому набору. После введения в ЧР единого госэкзамена школьники смогут поступать в любой вуз по результатам этих испытаний.