Два последних года вся акватория Кольского залива находилась в аренде у коммерсантов

Прокуратура Мурманской области обратилась в суд с исковым заявлением к фирме "Кольские путешествия" и федеральному государственному учреждению "Мурманрыбвод" о признании недействительной сделки по аренде рыбопромыслового участка "Бассейн Кольского залива".

Надзорные органы в судебном порядке доказывают: два последних года вся акватория Кольского залива, включая рыбоохранные зоны, находилась в незаконной аренде у коммерсантов. А в акватории Кольского залива расположен незамерзающий порт, проходят транспортные потоки, у берегов сосредоточено множество предприятий, находятся государственные причалы. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", залив в аренду сдали чиновники федерального государственного учреждения "Мурманрыбвод". Однако ни один из многочисленных контролирующих органов не замечал "недоразумения", пока в дело не вмешалась прокуратура Мурманской области и Росприроднадзор.

Еще в 2001 году фирме "Кольские путешествия" разрешили организовывать в заливе любительскую рыбалку. Спустя три года был принят федеральный закон о рыболовстве, который повлек большой передел полномочий  между контролирующими "рыбные места" государственными органами. И в 2006 году договор с фирмой перезаключили, наделив арендатора Кольского залива большими правами. Если раньше коммерсанты могли только привозить на залив рыбаков-любителей, то новый вариант договора позволил фирме заниматься еще промышленным рыболовством и рыбоводством. При этом, как сообщили корреспонденту "РГ" в прокуратуре, Кольский залив не был даже закреплен за этой компанией как рыбопромысловый участок. Арбитражный суд Мурманской области признал договор недействительным. Однако у бизнесменов есть еще три дня, чтобы его обжаловать.

Пока представители надзорных органов и предприниматели пытаются отстоять в суде собственную правоту, многочисленные эксперты уже заявили - Кольский залив сегодня контролируется спустя рукава.

Надзирать за ним поставлено множество организаций, каждая из которых играет собственную сольную партию. Например, в транспортную прокуратуру не раз обращались руководители рыбопромышленных компаний, которые не могли провести по заливу собственные суда. В Мурманске два порта - рыбный и торговый. Проблема в том, что администрация одного порта разрешала вести судно по своей части залива, а другой порт отказывал. Впрочем, эти разногласия должны исчезнуть к осени - после того как администрации портов объединятся.

Но ведомственные разногласия - полбеды. Как уверяют специалисты, сейчас посторонним людям достаточно легко выйти в залив без каких бы то ни было разрешений. Периодически на дно водоема отправляются понырять дайверы, которых привлекают различные объекты - в основном, затопленные суда. В районе нефтебазы рыбного порта уже несколько лет лежит на дне судно "Алтай", которое считается одним из самых доступных подводных достопримечательностей. Чтобы его посмотреть, не нужно даже выезжать из Мурманска.

Но самой большой проблемой является загрязненность залива. Ежегодно в воду сбрасывается около 60 миллионов кубометров грязных стоков, 98 процентов из которых не проходят никакой очистки. По данным экологов, воды залива загрязнены нефтепродуктами, концентрация которых превышает допустимый уровень в 20-30 раз. Один из главных источников этого - многочисленные свалки старых судов. Их приобретали компании, которые занимались разделкой металлолома, но полностью суда не утилизировались. Из ржавых посудин "металлисты" снимали наиболее ценные части, а корпуса бросали в прибрежной части залива или просто затапливали. При этом до сих пор практически отсутствует законодательство, с помощью которого можно было бы призвать к ответу собственников, бросивших имущество. На предписания капитана порта Мурманск коммерсанты не реагируют. Но в последнее время подъем судов все же ведется, хотя и очень малыми темпами.

- Суд удовлетворил несколько наших исков, в которых мы потребовали от администрации порта организовать подъем судов, - рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" помощник транспортного прокурора Мурманской области Игорь Горлов. - Например, недавно суд обязал администрацию порта утилизировать зверобойно-промыс-ловое судно "Териберка", которое затонуло на рейде торгового порта в 1993 году. По данным арктической морской инспекции, на его борту в момент затопления было около 46 тонн горюче-смазочных материалов. Оно лежит на глубине 17 метров, и зарегистрировано уже четыре случая, когда на его корпус "наезжали" крупнотоннажные суда.

В целом, как выяснил корреспондент "РГ", на сегодняшний день транспортную, судовую и промысловую обстановки в Кольском заливе контролируют бесчисленные ведомства и организации, однако до чистоты акватории стратегического объекта, похоже, никому  нет дела.

Комментарии

Галина Машьянова, старший помощник прокурора Мурманской области:

- Представители надзорных органов проверили законность сделки по аренде Кольского залива после того, как к прокуратуру обратились представители Росприроднадзора. Прокуратура выяснила, что компании "Кольские путешествия" был предоставлен в аренду, как говорится в тексте договора -  "Бассейн Кольского залива Баренцева моря". При этом в документе черным по белому написано, что фирма может распоряжаться "Кольским заливом с бассейнами рек и озер, включая рыбоохранные зоны". Решение арбитражного суда Мурманской области исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Однако компания, скорее всего, обжалует приговор.

Алексей Смирнов, председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области:

- Кольский залив - объект федеральной собственности, на очистку которого тратить средства из областного бюджета мы не имеем права. Запрещено Бюджетным кодексом. Наша главная задача - доказать, что необходимо выделить на эти цели федеральные деньги. Недавно мы провели совещание, на котором обсуждали технико-экономическое обоснование проекта по очистке залива. Для этого нужны очень большие средства. Например, только в районе Мурманска со дна залива нужно убрать около миллиона кубометров донных отложений, загрязненных нефтепродуктами.