3 июня 2008 года в правительстве состоялось совещание по вопросам повышения экологической и энергетической эффективности российской экономики.
На встрече было акцентировано внимание на отсутствие в настоящее время стимулов к внедрению природоохранных и ресурсосберегающих технологий. Среди первоочередных мер повышения энергоэффективности экономики и улучшения экологической ситуации, в частности, была названа подготовка полноценной системы нормативов воздействия на окружающую среду, дифференцированных для каждой конкретной территории. Бизнес должен быть финансово мотивирован на внедрение чистых и ресурсосберегающих технологий. Только такой подход сможет изменить плачевную ситуацию с состоянием природных и в особенности водных ресурсов страны. Первые шаги в этой сфере были связаны с началом реализации программы "Чистая вода", разработанной партией "Единая Россия". Теперь этот вопрос начинает вызывать все большее внимание со стороны общественности.
24 июня в конференц-зале "Российской газеты" прошел "круглый стол", в рамках которого обсуждались проектируемые положения новой экологической политики в принципиально важной сфере - водоснабжении и водоотведении. К участию были приглашены представители всех заинтересованных сторон: государства (Федеральное агентство водных ресурсов), федеральных операторов ("Росводоканал"), общественных организаций (Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения), промышленных предприятий-загрязнителей (Еврохим) и науки (Институт экономики города).
Чистая вода - вопрос экологической безопасности нации
Одной из актуальнейших проблем сегодня является проблема чистой воды. По словам Рустэма Закиевича Хамитова, руководителя Федерального агентства водных ресурсов, "...Россия расходует ежегодно 80 миллиардов тонн воды. 60% этой воды используется в промышленном производстве. Самые значительные потребители воды - энергетические предприятия, предприятия черной и цветной металлургии, химические и нефтехимические производства. 20% воды расходует сельское хозяйство страны (мелиорация, полив, водоснабжение). 20 оставшихся процентов (объемом около 15 кубических километров) забирает жилищно-коммунальное хозяйство".
Для того чтобы сохранить чистыми места забора питьевой воды, необходима качественная очистка сточных вод. Тем не менее сейчас большая часть городских стоков сбрасывается в водозаборы без должной очистки. Экологическое состояние водоемов в государстве неудовлетворительное: нельзя назвать "чистой" ни одну российскую реку как на европейской территории, так и за Уральским хребтом - в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, за последние годы изменился и характер стоков. По этому поводу Алексей Владимирович Головачев, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (СО РАВВ), отметил, что в связи с массовым распространением современных моющих средств, хлынувших на российский рынок в последние 15 лет, изменился химический состав коммунальных стоков, возросли концентрации тяжелых металлов, органических загрязнителей. А это означает, что системы водоочистки, большинство которых давно устарело, не справляются со своими задачами и нуждаются в серьезной реконструкции и модернизации.
Пути решения
Решение проблемы загрязнения водного бассейна возможно двумя путями: наращиванием объемов и мощностей общегородских очистных сооружений с использованием наилучших технологий и регламентированием на государственном уровне строительства локальных очистных сооружений на промышленных предприятиях - абонентах сетей канализации в населенных пунктах. На это нужны значительные средства. Однако подавляющее большинство водоканалов России сейчас находится под муниципальным управлением и не имеет финансовых ресурсов для привлечения средств, за исключением, может быть, Москвы и Санкт-Петербурга. Другая сторона проблемы - нежелание предприятий-загрязнителей вводить прогрессивные очистные сооружения. Как отметил в своем выступлении Александр Ефимович Малах, генеральный директор Группы компаний "Росводоканал", "...предприятию часто гораздо выгоднее договориться и платить за нарушения нормативов по сбросам сточных вод, чем что-то делать для строительства очистных сооружений". С ним согласился и Р. З. Хамитов, подтвердив, что "...сброс загрязненных стоков почти ничего не стоит, за это никто не платит, к тому же не существует заинтересованности предприятий в том, чтобы очищать сбрасываемые стоки".
Причина такого положения дел - отсутствие экономической мотивации предприятия. Без стремления к эффективному использованию водных ресурсов не будет и эффективной экономики. То же самое относится и к остальным потребителям воды: незаинтересованность в снижении объемов потребления воды или контроле над ее чистотой - прямое следствие отсутствия достаточной мотивации. Конечно, существуют нормативы потребления воды, но парадокс состоит в том, что среднестатистический российский человек использует в четыре раза больше воды (320 л), чем, например, среднестатистический немец (116 л).
Увеличение штрафных санкций не поможет
Да, можно многократно увеличить штрафные санкции за нарушение экологических норм, что планируется сделать уже в этом году. Однако в этом деле необходимо различать, на кого налагать штрафы и на какие работы направлять полученные средства. Сейчас контролирующие ведомства за недостаточно очищенные стоки штрафуют водоканалы, хотя в отличие от предприятий они не загрязняют окружающую среду, а очищают. В среднем 1/3 общегородского стока, попадающего на очистные сооружения водоканалов, составляют стоки промышленных предприятий. Именно эти воды с высоким содержанием загрязняющих химических веществ не только снижают качество очистки воды во всем городе, но и просто выводят из строя очистные сооружения.
Подавляющее большинство промышленных предприятий не соблюдает предельные нормы загрязнения постоянно. Водоканалы же, в свою очередь, не имеют действенных рычагов воздействия на предприятия. Они могут лишь разово оштрафовать нарушителя в случае фактического выявления превышения допустимой концентрации в контрольной пробе. Круг замыкается, но не приводит к самому главному - природоохранному эффекту.
По словам А. Малаха, водоканалы не меньше других озабочены ситуацией и готовы самым активным образом сотрудничать с правительственными структурами. Поэтому их надо не штрафовать, а целевым образом финансировать для строительства и реконструкции очистных сооружений. Надо учитывать, что до недавнего времени почти никакого строительства в этой отрасли не велось - для того чтобы работа водоканалов была эффективной, необходимы немалые инвестиции и дополнительные средства.
Улучшить качество сбрасываемых стоков в короткие сроки без инвестиций невозможно, и только лишь увеличение штрафов "в разы" не поможет. Мероприятия по модернизации очистных сооружений входят в число долговременных проектов, и их реализация может занимать от 4 до 8 лет. Лишь поэтапное снижение объемов загрязнений, которое можно обеспечить только при реконструкции очистных сооружений, позволит реализовать намеченные мероприятия без финансовых потерь.
Экология как стимул для развития предприятий
Сегодня экология и экологические критерии должны рассматриваться не только как трата денежных средств на природоохранные мероприятия, но и как стимул для развития регионов и бизнеса, как выгодная сфера вложения инвестиций. Участники обсуждения согласились с утверждением, что плата за негативное воздействие на окружающую среду для предприятий-загрязнителей должна быть такой, чтобы очевидно выгоднее было бы вводить современные очистные сооружения, проводить модернизацию, чем загрязнять окружающую среду. Благодаря сокращению нагрузки вредных химических веществ лучше станут работать и очистные сооружения водоканалов. Усилия и средства предприятий должны затрачиваться в большей степени не на расчеты и согласования нормативов, а на поиск более эффективных технологий водоочистки, приемов водопользования.
Наиболее эффективной формой сотрудничества в рамках новой экологической политики представляется, по мнению А. Е. Малаха, государственно-частное партнерство. "Мы как частные партнеры государства, - сказал глава "Росводоканала", - готовы отвечать инвестиционными вложениями на проведение новой политики и соответствующие инвестиции государства в развитие и модернизацию системы очистных сооружений". Это утверждение поддержал Алексей Юрьевич Родионов, представитель Института экономики города, уточнив, что первоочередные мероприятия только по восстановлению сети водоснабжения и водоотведения оцениваются в сумму, сопоставимую с суммарными расходами всех российских предприятий водоснабжения и водоотведения за 27 лет. Кто будет оплачивать эти расходы? Понятно, что не население. Повышение платежей за водоснабжение - мера очень непопулярная. Поэтому проблему может решить только объединение средств федерального и регионального бюджетов с привлеченным частным капиталом. Об этом же говорит, по словам А. В. Головачева, статистика Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Ее специалисты подсчитали, что с учетом всех региональных особенностей сумма на проведение работ по восстановлению инфраструктуры водоснабжения и водоотведения в целом по стране составляет несколько триллионов рублей. Такой объем инвестиций не может быть обеспечен одними государственными средствами, силами водоканалов и вложениями региональных бюджетов. Необходимо и привлечение частных инвестиций, заемных средств банков.
Тем не менее сегодняшняя практика "Росводоканала", крупнейшего частного оператора в водной сфере, показывает, что далеко не все административные структуры готовы к такому сотрудничеству. Как известно, "Росводоканал" - первая в индустрии организация, которая в рамках нового законодательства создала в семи регионах России долгосрочные инвестиционные программы по модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения. Но так как собственниками водной инфраструктуры являются городские администрации, утверждение планов экологических мероприятий остается за ними. К сожалению, в их планах состояние воды стоит далеко не на первом месте. Соответственно, и утверждение инвестиционных программ в регионах проходит очень сложно и длительно. Однако политика государства в отношении экологии и очистки сточных вод меняется, и администрации городов могут оказаться не готовыми к этим изменениям.
Подводя итоги, все участники "круглого стола" сошлись во мнении, что при формировании целостной и согласованной системы новой экологической политики необходимо опираться не только на остро стоящие проблемы водоснабжения, но и на потребности развития сектора с учетом роста населения, промышленного роста и экологических требований. Тогда формирование программ развития водоканалов будет созвучно государственной политике развития регионов.