Организация под названием Программа развития ООН ( ПРООН) представила на прошлой неделе в Нью-Йорке доклад "Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения". Новый документ учит бизнес, как ему расти и расширяться, приглашая к себе в "партнеры" беднейшее население. Этим предполагается убить двух зайцев - и бизнесу дать рост, и беднякам - деньги на прокорм.
Накануне Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал международное сообщество сделать 2008 год поворотным моментом в борьбе с бедностью. В докладе говорится, как богатые, кооперируясь с бедняками, могут помочь международным чиновникам в этой борьбе. "У бедного населения есть потенциал в сфере потребления, производства, инноваций и предпринимательской деятельности, который практически не реализуется, - говорится в пресс-релизе, презентующем доклад. - Чем активнее бедное население будет интегрироваться и вовлекаться в бизнес-модели, тем больше вероятность того, что успешно развивающиеся бизнес-предприятия вытянут бедных из трясины".
Но сможет ли частный сектор в одиночку справиться с этой задачей? В докладе на этот счет не строится никаких иллюзий. Нужна поддержка правительств и неправительственных организаций, в том числе международных структур. Однако начальное слово принадлежит все-таки бизнесу.
Доклад выделяет пять стратегий, которые предприниматели могут брать на вооружение. Это адаптация товаров и услуг, инвестиции в инфраструктуру и обучение, использование бедного населения как резерва рабочей силы, сотрудничество с единомышленниками среди бизнес-структур, а также диалог с правительством.
То, что эти стратегии работают, показывают более 50 примеров уже осуществленных проектов в разных странах, приведенные в докладе.
Так, одна китайская компания предлагает компьютеры и обучение для фермеров по доступной цене с использованием недорогой операционной системы и программного обеспечения, которое могут легко освоить покупатели с низким уровнем образования. За счет этого компания расширила рынок для своей продукции. В Демократической Республике Конго, где банковский сектор был уничтожен во время войны, компания мобильной связи предложила населению услугу перевода денег с помощью смс-сообщений. Сегодня в этой стране услугами компании пользуются два миллиона клиентов. В Кении владельцы микрофраншиз повысили свой ежемесячный доход, предоставляя медицинские услуги 400 000 пациентам из сельских районов и городских трущоб, страдающих от малярии и других заболеваний. Мексиканская строительная компания помогла более 14 000 мексиканским эмигрантам в США построить, купить или отремонтировать дома в Мексике.
Поразительно, но один пример нашелся и в нашей стране. "Неправительственная организация в России, занимающаяся микрофинансированием, преобразовалась в банк, обеспечивающий доступ к коммерческому капиталу и охватывающий большее количество клиентов. В 2006 году банк содействовал созданию непосредственно 4250 рабочих мест и косвенно - около 20 000 рабочих мест. В 2007 году кредитное портфолио банка оценивалось в 60 миллионов долларов США с чистой прибылью от кредитов более чем в 2 миллиона", - говорится в докладе.
То, что подобные схемы реализуются как бы сами собой, доказывает, что они имеют право на жизнь. Для бизнеса преимущества заключаются в развитии инновационных подходов, расширении рынка, укреплении систем снабжения. Для бедных - в повышении производительности, в получении устойчивого дохода.
Авторы доклада призывают не умалять также возможностей бедняков как потребителей. Так, средний ежегодный рост рынка мобильной связи Африки в 2001-2006 годах составил 50 процентов в год, к 2010 году ожидается рост числа абонентов до 250 миллионов человек. Число клиентов микрофинансирования в мире выросло с 1997 года на 500 процентов. В Латинской Америке прибыль на акционерный капитал в сфере микрофинансирования составила 31,2 процента по сравнению с 16,5 в секторе традиционных банковских услуг.
С другой стороны, эти цифры не должны туманить голову. Вести бизнес с бедными трудно, рискованно и дорого для компаний. Приведенные в докладе примеры отражают пять основных проблем: ограниченная информация о рынках, неэффективное регулирование, неразвитая инфраструктура, нехватка знаний и опыта, ограниченный доступ к финансовым продуктам и услугам.
Тем не менее, авторы доклада остаются оптимистами. Они считают, что сам факт появления этого документа заставит крупные корпорации задуматься, не смогут ли они стать еще богаче с помощью бедняков, которые по ходу дела перестанут быть бедняками. Возможно, этот посыл найдет отклик и в России, где поставленные в докладе проблемы ничуть не менее актуальны, нежели в Африке.
Так побеждается бедность
Колумбия: компания Juan Valdez предлагает высокий и устойчивый доход более чем полумиллиону производителей кофе.
Сенегал: медицинская организация Pesinet предоставляет профилактические услуги по мониторингу здоровья детей из бедных семей младше пяти лет. В 2002-2005 годах уровень детской смертности понизился на более чем 90 процентов.
Мозамбик: поставки сжиженного нефтяного газа компанией VidaGas обеспечивают стерильность медицинских инструментов, используемых при родах.
Танзания: Текстильная компания A to Z Textiles предлагает доступные и долговечные обработанные инсектицидом москитные сетки для кроватей, которые препятствуют распространению малярии, и обеспечили снижение уровня смертности на 50 процентов.
Марокко: в трущобах Касабланки компания Lydec обеспечила значительное повышение доли жителей, имеющих доступ к воде и электричеству.
Филиппины: компания Smart, сеть которой покрывает 99 процентов населения страны, оказывает доступные услуги телефонной связи по картам предоплаты и предлагает упрощенный вариант оплаты услуг путем отправки смс-сообщений.