Вчера на Хоккайдо под проливным дождем и среди такого тумана, что местные красоты постигать можно было только по фотографиям, начал свою работу саммит "большой восьмерки". Почти весь первый его день главы индустриально развитых стран посвятили Африке, прерываясь лишь на двусторонние встречи и разговор с представителями "юношеской восьмерки", которые рассказали своим лидерам, как, с их точки зрения, лучше обустроить этот мир.
На сей раз проблемы Африки обсуждались не только в привычном для этой темы ключе - оказания как материальной, так и технологической помощи, - но и с точки зрения климатических изменений. Хотя ревизию выполнения обязательств, взятых на себя как представителями "восьмерки", так и африканского континента начиная с 2000 года, на саммите все-таки провели. И к исходу восьмого года плотного интереса к этой части света представители "восьмерки" осознали, что одной финансовой помощью, которая согласно решению предыдущего саммита должна составить до 2010 года 60 млрд долл., результатов добиться очень сложно. Несмотря на довольно хорошие темпы экономического роста и некоторое снижение числа вооруженных конфликтов, ситуация со здравоохранением и образованием в Африке не улучшилась настолько, насколько на это рассчитывали страны "восьмерки".
И хотя на "восьмерке" был подготовлен очередной план действий по оказанию содействия африканскому развитию, еще до саммита в российской делегации высказывали опасения, насколько Африка готова брать на себя ответственность за реализацию посвященных ей программ, а также налаживать механизмы взаимодействия между отдельными странами. Ведь теперь страны G8 хотят оказывать помощь не отдельным странам, а направлять деньги на программы по образованию, подготовке кадров, борьбе с инфекционными заболеваниями. И если какая-либо африканская страна заявит о том, что она готова к выполнению этой программы, то в этом случае ей выделят деньги, а потом и осуществят жесткий контроль их использования.
Но тем не менее вчера лидеры "восьмерки" так и не подписали итоговый документ по Африке. Представленный хозяевами саммита проект заявления предполагает увеличение помощи Африке по сравнению с решениями саммита 2005 года, когда "восьмерка" договорилась удвоить ее к 2010 году. Однако эта задача не выполняется, и при нынешних темпах финансирования "восьмерка" отстанет на 40 млрд долл.
Климатические изменения, ведущие в том числе и к продовольственному кризису, также стали предметом обсуждения лидеров "восьмерки" и глав Алжира, Ганы, Сенегала, Нигерии, Танзании, Эфиопии и ЮАР.
И, как говорят источники, сторонам скорее всего удастся зафиксировать цель мирового сообщества - сократить вполовину к 2050 году выбросы парниковых газов, хотя практически все разногласия по поводу способов и возможности достижения этой цели пока остаются. Но тема экологии на фоне существующих в Африке проблем больше интересовала лидеров "восьмерки", нежели представителей Африки. Забота о природе - все-таки привилегия богатых.
Вообще продовольственный кризис, в который, видимо, было достаточно трудно поверить, когда члены G8 и ряда африканских стран завтракали по-рабочему в честь начала саммита, для приглашенных лидеров был главной темой. По данным Всемирного банка, продовольственная инфляция является причиной снижения ВВП на 5-10% во многих африканских странах. А рост цен на пшеницу, рис и кукурузу стоил развивающимся странам 324 млрд долл. Африканцы считают, что во всем виноваты западные эксперименты с биотопливом. И даже если развивающиеся страны снимут ограничения на экспорт, это вряд ли решит продовольственную проблему.
Впрочем, беседы об Африке и "разговоры о погоде" - не единственное, чем вчера занимались лидеры "восьмерки". Вчера они активно проводили и двусторонние встречи. У Дмитрия Медведева, дебютировавшего вчера на саммите, их было четыре. С кем-то из коллег, как с канцлером Германии Ангелой Меркель, он уже встречался в качестве президента. С кем-то, как с президентом США Джорджем Бушем, он виделся, будучи уже избранным, но еще не вступившим в должность главы государства. С кем-то, как с президентом Франции Николя Саркози и премьер-министром Англии Гордоном Брауном, в качестве руководителя России Дмитрий Медведев вчера встретился впервые.
Но первым все-таки был Буш. После всех взаимных заверений в "вечной дружбе" два президента успели переговорить о многом. И о торгово-экономическом сотрудничестве и поддержке взаимных инвестиций, и о Сочинской декларации, принятой еще в апреле, и о готовности ее выполнять.
Впрочем, Буша больше всего интересовали отношения России и Грузии. В ответ на его просьбу рассказать об этом Дмитрий Медведев поведал американскому президенту о своих контактах с Михаилом Саакашвили, с которым он "пересекся" на празднике Астаны, и о тех предложениях по нормализации отношений, которые сделала Москва Тбилиси. По словам помощника президента Сергея Приходько, Медведев сказал Бушу, что Россия настроена на улучшение отношений, однако пока не видит той же готовности со стороны Грузии.
Российского же президента больше интересовали планы США по размещению ПРО в Европе, тем более что Польша буквально накануне саммита сделала "подарок" США, заявив об отказе размещения американских баз на тех условиях, которые предложили США. По словам Приходько, Медведев высказал Бушу свое неудовольствие тем, что особых подвижек в прояснении темы ПРО он не наблюдает. Он заметил, что некоторые ранее заявленные инициативы обнуляются, а у Москвы до сих пор нет понимания, какой смысл вкладывается в понятие "меры транспарентности". Медведев также выразил обеспокоенность появившимися сообщениями в СМИ о том, что американцы еще собираются разместить свои ракеты в Литве, и заявил, что для России это недопустимо.
Поговорили президенты и об Иране. Медведеву понравился визит Хавьера Соланы в Тегеран, и он пообещал, что Москва будет и впредь стимулировать двусторонние контакты с Ираном.
Поднял российский президент и тему общеевропейской безопасности, которую он обсудил не только с американским президентом, но и в первую очередь с Ангелой Меркель и Николя Саркози. С ходу никто эту идею отвергать не стал, но и согласия не выразил. Но немедленного ответа никто в российской делегации и не ждал - этот вопрос требует как минимум обстоятельного изучения экспертами.
Сквозная тема всех вчерашних "двусторонок" Медведева - цена на нефть. Всех беспокоит прогноз на ее увеличение до 200 долл. за баррель, хоть они и понимают, что прогнозирование цены на нефть сродни гаданию на кофейной гуще. Ангела Меркель, к примеру, сразу обозначила эту тему в начале встречи как одну из основных, напомнив, что Россия экспортирует значительную часть энергоресурсов в Европу, и при этом должны соблюдаться интересы как поставщиков, так и потребителей. О том же самом говорил и Саркози, не скрывая, что Европа зависит от России в плане поставок энергоресурсов. Вообще лейтмотивом встречи Саркози выбрал тезис о том, что Россия должна найти свое место в мире. И вызвался ей помочь, учитывая, что "мы соседи, мы разделяем многие ценности".
Помощь, видимо, выразится в стремлении подписать новый договор между Россией и ЕС. Ведь Франция в ближайшие полгода будет председательствовать в Евросоюзе. На эту тему Медведев поговорил и с Меркель, и с Саркози.
Но, пожалуй, самой насыщенной стала встреча Медведева и Гордона Брауна. Интересно, что во вступительном слове премьер Великобритании, которому Медведев предложил обсудить все накопившиеся проблемы, не стал концентрироваться на сложностях в отношениях России и Великобритании, коих в последние годы накопилось немало. Напротив, он поздравил российского президента, как и себя самого, с тем, что оба они впервые участвуют в заседаниях "восьмерки", и обещал поговорить об Иране и ближневосточном урегулировании.
Эти темы, как и продовольственный кризис и энергетическую безопасность, главы государств, конечно, обсудили. Но также не обошли вниманием и то, что нужно сделать для снятия сугубо российско-английских проблем. Работа Британского совета, конфликт акционеров ВР-ТНК, выдача виз для представителей английского бизнеса, дело Литвиненко - все это стало предметом обсуждения Медведева и Брауна. Позиция российской стороны, высказанная Медведевым, сводилась к тому, что ситуация вокруг совместной нефтяной компании - вопрос не государственного, а бизнес-уровня. По поводу же виз было сказано, что Россия не ужесточала визового режима в отношении Англии. В отношении же требований о выдаче Андрея Лугового позиция Москвы известна давно и имеет законодательную основу - Россия не выдает своих граждан. Не отказываясь, а напротив, высказывая желание обсуждать все эти проблемы, российская сторона все-таки предлагала сконцентрироваться на перспективах сотрудничества. И, видимо, это удалось. Ведь Медведев и Браун "не могли расстаться" больше часа.