У компаний, некогда утаивших часть доходов от государства, появилась надежда на отпущение грехов. Впрочем, произойдет это в том случае, если правительство поддержит инициативу бизнес-сообщества о проведении нового этапа налоговой амнистии, на сей раз - для юридических лиц. Соответствующее предложение прозвучало на прошлой неделе в ходе Четвертого ежегодного конгресса национального бизнеса.
По словам председателя "Деловой России" Бориса Титова, ранее проведенная налоговая амнистия была недоработана с точки зрения ответственности менеджеров. Сегодня же "Деловой Россией" подготовлен новый законопроект об амнистии.
Как считает соавтор идеи, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев, предприниматели должны задекларировать доход своих компаний и заплатить с него определенный процент (пока обсуждаемые величины - от 13 до 15), после чего провинившиеся будут освобождены и от административной, и от уголовной ответственности.
Предполагается, что амнистия распространится на нарушения, допущенные до 1 января 2007 года, в отношении уплаты НДС, налога на прибыль, НДПИ. Исключение - единый социальный налог и налог на доходы физических лиц. Еще одно ограничение: на списание неуплаченных налогов не смогут рассчитывать предприниматели, чьи правонарушения уже установлены судом.
Напомним: статья 113 Налогового кодекса устанавливает трехлетний срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Однако предприниматели опасаются не столько Налогового, сколько Уголовного кодекса. Статья 199 УК ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации") предусматривает наказание в виде шести лет лишения свободы, то есть относит уклонение к категории тяжких преступлений, срок давности по которым - десять лет.
- Предложения рассчитаны на мелкий и средний бизнес, - подчеркивает Груздев. - Крупные игроки давно стали объектом пристального внимания налоговиков. Но налоговые органы настолько заняты выяснением недоимок "крупняка", что до проверки каждой мелкой фирмы у них не доходят руки. Между тем, хотя оборот у этих компаний меньше, в сумме недоплаченные ими деньги громадны. Поскольку вероятность того, что до них так и не доберутся до истечения срока давности, велика, лучше получить часть, нежели потерять все.
Не секрет: налоговая амнистия для "физиков" даже по признанию официальных лиц принесла более чем скромные результаты - в бюджет перечислено 3,7 миллиарда рублей. Эксперты объясняют это множеством причин, но, как бы там ни было, Германия, например, в 2004-2005 годах получила за счет амнистии 1,1 миллиарда евро, Ирландия (1988 год) - 1,5 миллиарда долларов. Безусловным лидером по результативности считается Италия. В 2001 году Сильвио Берлускони объявил двухмесячную кампанию по легализации доходов. Заявитель был обязан уплатить 2,5 процента стоимости имущества или приобрести государственные ценные бумаги на сумму, равную 12 процентам его стоимости. Амнистия принесла бюджету страны больше 60 миллиардов евро.
В близком нам Казахстане (2001 год) налоговая амнистия для физических и юридических лиц прошла одновременно, что, в частности, обеспечило высокие сборы (480 миллионов долларов). Кроме того, в этой стране государство пошло еще дальше, полностью уничтожив все базы по доходам граждан за "смутные" девяностые годы.
Впрочем, разработчики обещают не повторить ошибок предыдущей амнистии. По их убеждению,"бюджет в результате получит в 10 и более раз больше денег". Детально проработать параметры грядущего отпущения бизнес-грехов планируется в рамках бюджетного и налогового комитета Госдумы, затем, если будет достигнуто согласие, обсуждение переместится в правительство, после чего законопроект поступит в Госдуму.
Михаил Орлов, председатель Комитета "ОПОРы России" по учету и налоговому администрированию:
- В наших условиях воспользоваться налоговой амнистией - значит, по сути, написать донос на себя. Как только бизнесмен скажет, что недоплатил ранее энное количество рублей, ему тут же обеспечат букет проверок всех уполномоченных органов. А покаяться незаметно, как в церкви, чтобы об этом не узнали чиновники, не получится. По закону юридические лица обязаны переводить деньги со своих банковских счетов. То есть предприниматель не может просто прийти в банк и отправить деньги государству. Он должен перечислить их со своего счета и тем самым "наследить". Понятно, никто на это не пойдет. Со стороны государства такая амнистия - профанация.
Олег Шестоперов, заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
- Стимулы для того, чтобы человек решился задекларировать доходы, призрачны. Предпринимателю предлагается заплатить 13 или 15 процентов. Но эта цифра должна быть либо приближена, либо быть ниже тех 6 процентов, что платятся сегодня по "упрощенке". Иначе нет смысла легализовать доходы. Тем более нельзя просить предпринимателей полностью заплатить ЕСН. Этот налог сегодня на первом месте среди тех, что загоняют бизнес в тень. Нужна проработка более льготной схемы.
Авторы идеи ведут речь о малом и среднем бизнесе, но обороты у него невелики, так что масштабного пополнения бюджета ожидать вряд ли стоит.
Илья Хандриков, председатель Всероссийского движения "За честный рынок":
- Теоретически амнистия - прекрасная вещь. Но вряд ли предприниматели (как и граждане в свое время) отнесутся к ней с доверием. Согласятся от силы процентов пять.
Налоговое бремя в стране по-прежнему очень высокое, полностью налоги не платят большинство предпринимателей, иначе невыгодно работать. Выходить из этой ситуации через амнистию ни один здравомыслящий человек не будет. Пока никто не придумал механизма гарантий, никто не защищен от того, что завтра к тебе не предъявят очередные претензии. Плюс к тому судебная система в России не работает. Так что можно принимать любые документы, но доверия к ним не предвидится.
Стоило бы все делать параллельно. Сказать предпринимателям: вы декларируете доходы, но одновременно получаете льготы по налогам. Нельзя использовать только кнут, нужен и пряник. Однако минфин никогда на это не пойдет.
Александр Дерюгин, заместитель директора Центра фискальной политики:
- С предприятиями все очень сложно - есть офшоры, есть отношения между компаниями. Многие фирмы выводили доходы через коллег, перепродавая друг другу, со временем "замыливая".
Однако речь не только об этом. Предприятия должны будут показать всю прошлую "теневую" деятельность, скрытые схемы ухода от налогообложения. Но к чему отказываться от схем, которые помогают держаться на плаву? Ведь до сих пор никто не пришел и не узнал об этом. Немаловажный нюанс: эти схемы многими компаниями рассматриваются как легальные. Не секрет, что наиболее предприимчивые используют "дыры" в законодательстве. Не очевидно, будут ли эти схемы признаны незаконными, так к чему рисковать?
Чтобы сделать налоговую амнистию эффективной, необходимо прописать в законе четкие формулировки гарантий государства. То есть тот, кто раскроется перед ним, будет освобожден от проверок за весь прошлый период. Налоговая амнистия - архисерьезная вещь. Это беспрецедентная акция, которую, на мой взгляд, можно проводить раз в 50 лет, но не чаще. Над законом о ней надо работать годами, а не придумывать за месяц, как было с налоговой амнистией для граждан.
Александр Попов, председатель профсоюза работников среднего и малого бизнеса:
- Я бы провел амнистию так: все, что было раньше, - забудем полностью. Другие предложения - бомба под бизнес, которую подкладывают на будущее, чтобы любого можно было сделать виноватым.
Закон надо прорабатывать с учетом мнения всего предпринимательского сообщества, а не только его прикормленной верхушки.