Государственные гарантии бюджета Волгоградской области получила компания, которая строит крупный животноводческий комплекс в Городищенском районе. За последний год это предприятие стало четвертым, за которое поручился областной бюджет.
Ранее гарантии на общую сумму 600 миллионов рублей были выданы двум предприятиям, ведущим дорожное и мостовое строительство, и одному акционерному обществу, занимающемуся газораспределением. Государственные поручительства выдаются на основании областного закона о госгарантиях, принятого год назад.
Практика показала существенные изъяны принятого депутатами документа. В региональном бюджете на поддержку значимых инвестпроектов заложено два миллиарда рублей, а освоили пока меньше трети этих средств. Процесс затормозили банки, участвующие в схеме реализации госгарантий. Они не слишком поверили в потенциал животноводческих и строительных проектов, отобранных облдумой, поэтому потребовали от властей увеличить срок гарантий с двух лет (период строительства) до 7-8 (период реализации проекта). Иначе банки настаивали на залоге со стороны инициаторов проекта - что ставило под вопрос саму схему выдачи госгарантий.
Небезупречен оказался и механизм контроля за будущими проектами со стороны исполнительной власти. Изначально предполагалось, что администрация области получит в управление контрольный пакет специально созданного для реализации проекта предприятия. А потом, по мере возврата взятых под гарантии заемных средств, вернет акции основному собственнику. Но схема оказалась громоздкой и дорогой, она увеличивала расходы как инициатора проекта, так и региона. Сейчас в администрации области разрабатывают более простую и прозрачную схему.
Да и сами предприниматели оказались не готовы к работе в новых условиях. Власти отмечают недостаток масштабных, грамотных и амбициозных проектов, направленных на подъем экономики региона.
Между тем, на состоявшемся недавно заседании облдумы волгоградские депутаты проанализировали эффективность давно действующей в регионе системы налоговых льгот. Председатель думского комитета по бюджету, налогам и финансам Владимир Попов высказал корреспонденту "РГ" свою точку зрения:
- Существующее в области инвестиционное законодательство доказало свою эффективность. Сумма дополнительно поступивших в бюджет региона налогов и сборов от предприятий, получивших льготы, значительно превышает объемы предоставленных им послаблений. В 2006-2007 годах мы поддерживали четыре предприятия, два нефтехимических, овощеперерабатывающее и газораспределительное. В общей сложности они сэкономили на налогах 894,4 миллиона рублей. А прирост поступлений в консолидированный бюджет области от них же составил 1245,6 миллиона рублей. Таким образом, бюджет получил на треть больше средств, чем направил на льготирование. Региональные парламентарии приняли решение доработать инвестиционное законодательство области - в частности, ввести в регионе льготы по налогу на землю, предусмотрев при этом схему компенсации выпадающих доходов для местных бюджетов за счет консолидированного.
Михаил Сафаров, руководитель комитета регионального развития юридической компании:
- Развернувшееся в России соревнование за инвесторов выиграют те регионы, которые помимо типовых инструментов господдержки сумеют предложить бизнесу новые формы, заточенные под его текущие и стратегические потребности. Речь, в частности, идет о создании региональных территорий развития, техно-логистических парков, применении механизма концессий и государственно-частного партнерства, разработке системы льгот для локомотивных отраслей экономики региона.
Между тем
Юридическая компания провела в разных регионах России исследование законодательства на предмет наличия в нем типовых инструментов поддержки инвесторов. Результаты исследования юристы представили на заседании "круглого стола" в Волгоградской областной думе.