Совсем недавно российские туристы отметили годовщину принятия закона о фингарантиях, который призван был защитить отдыхающих от недобросовестных туроператоров. Однако первый же громкий скандал этого лета с турфирмой "Детур" заставил сомневаться в его эффективности. На волне "детуризации" общественные организации предлагают отказаться от фингарантий в пользу создания специального фонда взаимопомощи.
По некоторым оценкам, число купивших путевки в Турцию у "Детур" сегодня уже достигло шести тысяч человек. Это не только те граждане, кто успел добраться до курорта, но и те, кто приобрел путевки на август-сентябрь. Еще ранее со страниц "РГ" эксперты высказывали опасения, что страхового депозита для возмещения материального и морального вреда всех пострадавших может не хватить. Статус "Детур" подтвержден финансовой гарантией в размере 10 миллионов рублей. Если разделить эту сумму на шесть тысяч человек, на руки пострадавший турист получит всего по 1,5 тысячи рублей.
Цифры заставили общественные организации вновь, как и год назад, когда закон о фингарантиях только готовился, говорить о его неэффективности. "Сразу было очевидно, что закон о финансовых гарантиях не учитывает различные масштабы турфирм: и мелкие компании, и крупные страхуются на одну и ту же сумму - 10 миллионов рублей, а объем бизнеса у них разный. Для крупного туроператора с большим оборотом эта сумма явно мала, - говорит гендиректор Центра защиты и помощи гражданам России за рубежом и поддержки соотечественников Дмитрий Давыденко.
Правда, спустя год общественники больше не предлагают увеличить страховые суммы для крупных компаний. По мнению Дмитрия Давыденко, реальность такова, что и этих мер уже недостаточно - какого бы размера соломинку ни подкладывали, учесть все возможные варианты все равно не удастся. Еще один очевидный минус закона - сложность процедуры доказательства наступления страхового случая, включающая судебное разбирательство. Это приводит к тому, что деньги, вне зависимости от размера суммы, пострадавшие могут получить только спустя три-четыре месяца.
Случай с "Детур" уже заставил законодателей взглянуть на проблемы туристов с другой стороны. "В рамках Госдумы и Общественной палаты сейчас готовятся предложения по созданию специального фонда, контролируемого саморегулируемыми организациями", - сообщил вчера на пресс-конференции председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. По его словам, суть предложения в том, чтобы деньги по фингарантиям, которые сегодня турфирмы перечисляют банкам и страховым компаниям, направлялись непосредственно в фонд. В случае форс-мажора их можно будет взять оттуда в том размере, в каком это необходимо.
По такому же принципу работает система обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), вокруг которой тоже в свое время было сломано немало копий. Между тем идея туристического ноу-хау в сегодняшнем его виде уже успела найти применение в других сферах. Президентом Дмитрием Медведевым еще в мае был подписан указ о неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, где в том числе говорится о замене лицензирования на обязательное страхование или предоставление финансовых гарантий.
В защиту закона о фингарантии выступает и руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский. В интервью "РГ" он не раз подчеркивал, что закон работает даже лучше, чем можно было ожидать. Например, что касается длительности рассмотрения дел, глава Ростуризма настаивает, что этот процесс не должен быть коротким, иначе это дает почву для так называемых "профессиональных" туристов тянуть деньги с турфирм по любому поводу.