Зачем нужен федеральный закон о пожарном техническом регламенте и что изменится с его появлением, "Российской газете" объяснял статс-секретарь - заместитель министра МЧС России Владимир Пучков.
Российская газета: Владимир Андреевич, чем вызвано появление этого документа?
Владимир Пучков: Исключительно требованиями времени. Многие нормативные акты сегодня устарели. В сфере пожарной безопасности действуют более двух тысяч различных документов, содержащих свыше 150 тысяч требований. Зачастую они противоречат или дублируют друг друга. Все это не только затрудняет их применение, но и создает поле для коррупционных проявлений. Нынешний техрегламент и еще пять основных документов заменят все существующие нормативные акты, регулирующие сегодня сферу обеспечения пожарной безопасности. Документ будет способствовать и снятию излишних административных барьеров, и снижению давления на бизнес-сообщество.
РГ: Понятно, что технический регламент - своеобразная предтеча аудита безопасности.
Пучков: Действительно, принятие техрегламента создает условия для внедрения аудита безопасности, то есть системы независимой оценки рисков. Это, в частности, повысит ответственность собственника и позволит ему самостоятельно выбирать способ пожарной охраны своего объекта.
РГ: Можно ли теперь говорить об ограниченном уровне пожарного риска для населения и промышленных объектов?
Пучков: Закон регламентирует индивидуальный риск для человека - одна миллионная. То есть в идеале при пожаре допустима (если вообще можно это слово применить к человеческой жизни) гибель не более одного человека на миллион. Для предприятий с учетом их особенностей этот показатель составляет одну десятитысячную. Такие подходы существуют в Западной Европе, Японии и США. При доскональном соблюдении всех требований пожарной безопасности и отсутствии форс-мажорных обстоятельств и иных субъективных факторов, в том числе самого человека с его зачастую непредсказуемыми действиями, эти нормы достижимы. Пока показатели нас огорчают.
РГ: Какие еще новые требования прописаны в новом законопроекте?
Пучков: Впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений на место возгорания. Пока действуют абстрактные радиусы выезда: в городе - три километра, в сельской местности - десять. По новым нормативам пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар в городе за десять минут, за городом - за двадцать минут. Согласен, это очень жесткие требования, но они необходимы.
РГ: Но пробки в той же столице вряд ли позволят исполнить эти требования...
Пучков: Это проблема комплексного характера, которую необходимо решать с участием органов местного самоуправления. Конечно, надо также научить наших водителей пропускать машины со спецсигналами, как бы это ни было трудно.
РГ: Как техрегламент соотносится со страхованием рисков на производстве?
Пучков: Когда мы говорим об элементах выстраивания цивилизованной системы безопасности в сфере производства, речь идет в том числе и о страховании рисков опасной деятельности, особенно перед третьими лицами. Например, вы живете или работаете вблизи промышленного объекта, представляющего опасность для вашего имущества, владелец этого объекта обязан соблюдать допустимые нормы риска и обеспечить их страхование. Страховая компания заинтересована в объективной оценке рисков и определении адекватных страховых взносов.
РГ: Когда новый документ вступит в силу?
Пучков: Через девять месяцев после завершения процедуры принятия в установленном порядке. До этого предстоит внести изменения в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и разработать ряд других нормативных актов. На недавней встрече министра МЧС России Сергея Шойгу с представителями общероссийских общественных организаций "Опора России" и "РСПП" было принято решение создать совместную постоянно действующую рабочую группу с участием не только наших представителей, но и бизнеса и общественных организаций. Главной задачей этой группы станет формирование нормативной базы для реализации положений технического регламента и позволяющей проводить мониторинг практики его применения.