Так сложилось, что благодаря телевидению Нонна Мордюкова накануне своего ухода из жизни словно попрощалась с теми, кто любит ее роли, восхищается ее талантом.
Утром в воскресенье 4 июля Первый канал показал документальный фильм "Нонна Мордюкова. О любви". А вечером следующего дня ее не стало. Финал судьбы настоящей актрисы...
Никто не осмелился бы назвать народную любимицу "уходящей натурой". Хотя для такого мощного актерского дарования нынешнее кино давно ничего не могло предложить. Мордюкову не снимали, она тосковала по работе, придумывала себе образы, искала темы для сценариев, писала продолжение книги воспоминаний. Режиссеров она выбирала по-своему. Могла сказать: "Не мой человек". В искусстве искала совместимости и общих принципов. Неистовая во всем - в любви, в творчестве - она умела по-шукшински "срезать" собеседника, была остра на язык, за что слыла крутой и своенравной. Но это были черты характера русской женщины, привыкшей взваливать на свои плечи тяготы жизни и отвечать за все.
Мордюкова во времена вгиковской юности, еще до "Молодой гвардии", фильма, сделавшего ее известной, даже награжденной званием лауреата Сталинской премии, мечтала сыграть Аксинью в "Тихом Доне". К счастью, были в ее биографии "Чужая родня", "Простая история", "Председатель", "Комиссар"... Но роли трагических героинь - это лишь часть возможностей Мордюковой. Редкий комический талант проявился в "Женитьбе Бальзаминова", "Бриллиантовой руке", "Родне". А маленький шедевр - киноролик про двух подруг-железнодорожниц, где дуэт Римма Маркова и Нонна Мордюкова за несколько экранных минут прожили целую жизнь, помнят зрители до сих пор.
Мордюкова написала мемуары - в 1997 году в журнале "Октябрь" вышли ее "Записки актрисы", которые потом стали книгой с названием "Не плачь, казачка!".
Рената Литвинова, актриса, сценарист, режисcер:
- У меня сначала было опасение: сможем ли мы работать вместе? (В 2000 году Рената сняла документальный фильм "Смерти нет для меня" о пяти выдающихся советских актрисах. Для Нонны Мордюковой эта картина стала последней работой в кино.) Я даже не сама ее пригласила, а попросила помочь Павла Каплевича. Она приехала, посмотрела отснятый материал и сразу "заразилась" моим замыслом. Нонна Викторовна так много давала от себя во время работы, что не могло у нас что-то получиться плохо. Мне Мордюкова советовала: "Никого не слушай и не сомневайся в себе. Увидишь, это моя самая лучшая роль".
Нонна Викторовна была в работе большим соратником. Известно, она часто дописывала сценарии "под себя". Мы с ней по-настоящему подружились. Я бывала на днях ее рождения и просто обожала эту необыкновенную личность. Нам обеим хотелось, чтобы Нонна Викторовна сыграла мать героини в моем фильме "Богиня". Роль была написана специально для нее. Даже шапку норковую сшили для ее персонажа. Но она начала болеть и сниматься не смогла...
Римма Маркова, Народная артистка СССР, ближайшая подруга Нонны Мордюковой:
- Не буду я ничего комментировать. После драки кулаками не машут.
Евгений Миронов, актер, сыграл сына героини Нонны Мордюковой в фильме "Мама":
- Я уже все сказал, что только мог. И пережил это. Нечего больше добавить. Извините.
Александр Аскольдов, режиссер фильма "Комиссар":
- Мне было ясно, что Мордюкова рождена на эту роль, - других актрис, кроме нее, я не видел. Она заворожила меня своей обыкновенной необыкновенностью. Были и сейчас есть несколько талантливых актрис, но Мордюкова - это кусок породы, кусок естества, и эту естественную породу мне хотелось использовать. Правда, она невероятно трудна в работе, при очевидной легкости и естественности на экране.
(Из интервью журналу "Новый берег" 2004 г.)