На дорогах региона идет настоящая война. Это заключение сотрудников орловского ГИБДД опирается на данные статистики.
Не столько пугает количество аварий, сколько число жертв. При этом многие из пострадавших умирают в больнице или становятся инвалидами, но их статистика в расчет не берет. В причинах сложившейся ситуации разбирался корреспондент "РГ".
Денежный вопрос
По словам начальника регионального управления ГИБДД Александра Коршунова, анализ аварийности и принимаемых мер позволяет предположить, что в ближайшие годы, если не изменится подход к проблеме, число ДТП будет увеличиваться.
- Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения не могут быть делом одного ведомства. В данном процессе при тесном взаимодействии с органами внутренних дел обязательно должны участвовать органы власти, а также сотрудники дорожно-эксплуатационных служб, образования и здравоохранения, - резюмировал Александр Коршунов.
В связи с обозначенной проблемой депутаты областного Совета провели публичные слушания по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Как выяснилось, прежде всего трудности возникают с финансированием. Оно почти полностью лежит на местных властях. С 2006 года в Орловской области действует целевая программа по повышению безопасности дорожного движения. В частности в ней предусмотрено строительство в Орле и других крупных городах Орловщины подземных и надземных пешеходных переходов. Проблема обострилась в текущем году, когда в областном центре один за другим начали гаснуть светофоры. Энергетики отключают их за долги. Кто должен за них платить, на чьем балансе они стоят - до сих пор непонятно, хотя проверку по этому поводу проводила даже прокуратура. При этом, по словам Александра Коршунова, уровень финансирования программных обязательств оставляет желать лучшего. Если он не изменится в ближайшее время, программа превратится в сугубо декларативный документ. Впрочем, многого орловские милиционеры и не требуют. Они просят, чтобы область профинансировала хотя бы 30 процентов направлений программы. Оставшуюся сумму готов добавить федеральный центр.
Кривая вывезет
Водителям и пешеходам, по большому счету, нет дела до региональных программ. Они каждый день выходят на дорогу. И каждую неделю кто-то гибнет. В среднем на дорогах Орловщины регистрируется 20-22 ДТП в неделю. Девять из десяти аварий происходят по вине водителей.
Говоря о причинах роста числа ДТП, специалисты перечисляют все, кроме коррупции. О том, что в области за деньги или подарки проходят процедуру диагностики и техосмотра, регистрируют новые автомобили, порой сомнительного происхождения, продают "крутые" номера и "покупают" водительские права, не говорят разве что только официальные лица. Однако причины ищут в другом.
По мнению начальника областного управления транспорта и дорожной инфраструктуры Михаила Коренькова, отчасти виноват в ухудшении обстановки на дорогах низкий уровень подготовки водителей. Чтобы его повысить, необходимо создать координационные центры, которые следили бы за работой учреждений, ведущих водительские курсы, и "просеивали" бы преподавательский состав.
- Отсутствие в регионах таких центров не позволяет в полной мере вести контроль за процессом обучения водителей и принимать меры по совершенствованию подготовки водительских кадров, - считает он.
Кроме того, многие видят выход в создании нового управления в структуре областной администрации, которое курировало бы только вопросы безопасности дорожного движения. Во время слушаний то и дело звучала мысль, что профессиональный чиновник, если перед ним будет поставлена такая задача, гораздо быстрее "выбьет" для региона федеральные деньги, чем человек в форме и с жезлом в руке.
Дышите, не дышите
Пока в высоких коридорах сетуют на нехватку чиновников, сотрудники ГИБДД не могут в полной мере воспользоваться подарком, который был преподнесен им государством. С 1 июля инспектор имеет право прямо на дороге провести экспресс-анализ на содержание алкоголя в крови у водителя. Стоит алкотестер примерно 50 тысяч рублей. По подсчетам специалистов ГИБДД, для начала Орловщине необходимо приобрести хотя бы 120 таких приборов. Вернее, надо было приобрести к 1 июля. Не приобрели. Финансирование лежит на плечах местных бюджетов, но ни региональные, ни муниципальные власти милиции вовремя не помогли. Нет в ее распоряжении и долгожданных электронных видеоприборов, способных фиксировать нарушения правил. Исключение составил лишь Болховский район, где местные власти выделили деньги на покупку одного прибора видеонаблюдения.
- Мы получили от районной администрации уникальный прибор, - говорит начальник отдела Госавтоинспекции Болховского района Александр Коднорогов. - Он позволяет наблюдать за дорогой, фиксировать превышение скорости и даже распечатать фото автомобиля в момент нарушения с цифровым обозначением времени и скорости. Этот документ можно приложить к протоколу административного нарушения и направить в суд в качестве неопровержимого доказательства.
В других районах и на уровне области чиновники сделали вид, что о проблеме узнали только на очередном совещании. По словам Александра Коршунова, областные власти решили выделить семь миллионов рублей для приобретения десяти служебных автомобилей и двенадцати приборов видеонаблюдения. До алкотестеров дело дойдет, видимо, только после очередного заседания.
Александр Лабейкин, заместитель председателя орловского областного Совета народных депутатов:
- В Орловской области остается высоким процент аварийности и травматизма. Из года в год он растет в среднем на 15 процентов. В нынешнем году темпы роста аварийности и травматизма еще выше. К сожалению, региональная программа исполняется не в полном объеме. Часть финансирования идет по другим направлениям - это и образование, и здравоохранение, и улучшение дорожной структуры, и расширение пассажирских перевозок. Нам необходимо договориться о том, как исполнительная и законодательная власти будут работать над реализацией программы по повышению безопасности дорожного движения.