Государство готово потратить по полмиллиона рублей на предотвращение каждой смерти на дорогах
Правительство намерено переломить сложившуюся ситуацию на наших дорогах. Принято решение в ближайшие три года в рамках нац проекта "Здоровье" сосредоточиться на уменьшении смертности от управляемых причин, в первую очередь от ДТП.
А ситуация на дорогах России просто аховая. Ежегодно в стране происходит 230 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают небольшой город - более 30 тысяч человек, получают травмы около 300 тысяч. 40 процентов уходят из жизни, так и не дождавшись первой помощи, 60 процентов погибают из-за неграмотной транспортировки.
Для того чтобы отработать методику согласованных действий всех служб, в Подмосковье на федеральной трассе "Каспий" прошли учения Всероссийского центра медицины катастроф (ВЦМК) "Защита" минздравсоцразвития, подразделений МЧС и ГИБДД. Причем, по оценке директора центра Сергея Гончарова, именно на федеральных трассах происходят наиболее тяжкие аварии. По статистике, здесь люди получают в десять раз больше тяжелых повреждений, чем на городских улицах. Объясняется это, во-первых, более высокой скоростью движения, а во-вторых, тем, что с момента получения травм до оказания первой помощи может пройти несколько часов. В России есть трассы, к примеру, за Уралом, где расстояния между населенными пунктами превышают 200 километров, и нет на этом участке даже поста ДПС, не говоря уже о каких-то медицинских пунктах или врачебных бригадах. Да и мобильная телефонная связь на таких "перегонах" обычно не берет. Понятно, что в таких условиях люди оказываются абсолютно незащищенными.
Спасет вертолет
Нацпроект предусматривает несколько путей борьбы с высокой смертностью на дорогах. Среди ключевых пунктов - оснащение медучреждений, расположенных вдоль федеральных трасс, новейшим диагностическим и лечебным оборудованием и новыми реанимобилями. Сейчас эта работа уже практически завершена на трассе "Дон" - Москва-Новороссийск. Дорога разделена на 49 зон ответственности, за каждой закреплена больница, оснащенная новым оборудованием и "скорыми". В периоды особой загруженности трассы (в основном летом), врачи будут дежурить вместе с сотрудниками ГИБДД, чтобы как можно скорее прибывать на место происшествия. В перспективе планируется для патрулирования трассы и эвакуации пострадавших использовать вертолет.
На очереди - дорога М-10 "Россия" (Москва-Санкт-Петербург), пересекающая Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Ежегодно в этих регионах совершается до 22 тысяч ДТП, с числом пострадавших до 28 тысяч человек, из которых около 4 тысяч погибают.
"В развитых странах немаловажное место в деле спасения людей при ДТП играет авиация, - рассказывает Сергей Гончаров. - Россия - единственная из стран "Большой восьмерки", где для этих целей не используются вертолеты. В Германии, к примеру, они вылетают на ДТП с 1970 года. Сейчас там эту миссию выполняют 100 вертолетов, 400 врачей экстренной медицины и 180 летчиков-парамедиков. У нас же на всю страну едва наберется десяток вертолетов, которые могли бы вылетать на происшествия. Да и те только в Москве с областью, Санкт-Петербурге, Казани".
Впрочем, правительство уже озаботилось этой проблемой и к 2015 году предполагается "принять на медицинскую службу" России 200 вертолетов. Помимо вертолетов и новых реанимобилей, регионы должны оснастить и такой техникой, как мобильный телемедиакомплекс на базе реанимобиля и мобильный комплекс спецуправления. С помощью первого можно не только проводить диагностику пострадавших и оказывать им врачебную помощь, но находиться все это время в режиме видеоконференции на связи с какой-любо больницей, специалисты которой, сидя у экрана монитора, могут дать необходимую консультацию, посоветовать, куда лучше доставить того или иного больного.
Вторая машина помимо диагностики и первой медпомощи дает возможность управлять ситуацией, связываться через спутниковую связь с лечебными учреждениями, заочно распределять в них пострадавших. Предусматривается, что на руку каждого пострадавшего будет надеваться браслет с электронным чипом, где будет зафиксирован его номер и все повреждения, а информация об этом - передаваться во "встречающую" его больницу.
К сожалению, эти "чудеса техники" у нас пока есть в единственном "опытном" экземпляре - у ВЦМК "Защита".
Очевидцам на заметку
Центр медицины катастроф напоминает, что во многом судьба пострадавших в ДТП зависит от неравнодушия свидетелей аварии и очень просит: не проезжайте мимо, если вы стали свидетелем аварии.
В первую очередь от вас требуется позвонить в Единую дежурно-диспетчерскую службу по телефону 112, в "скорую" или милицию.
Дальше по возможности оказать травмированным людям первую медицинскую помощь.
Кстати, законодатели даже планируют обязать всех получающих права учиться оказывать первую помощь и нести ответственность в случае игнорирования сложной дорожной ситуации. Соответствующий законопроект лежит на рассмотрении в Госдуме.
Экономика жизни и смерти
К концу 2010 года система должна быть выстроена на всех федеральных дорогах. Обойдется это федеральному бюджету в 7,5 миллиарда рублей. Из них в этом году освоят 3,2 миллиарда. В минздравсоцразвития рассчитывают, что к этому времени удастся сократить дорожную смертность в полтора раза, а это 15-20 тысяч человек за три года. Грубый арифметический расчет показывает: чтобы предотвратить одну послеаварийную человеческую смерть, государство должно потратить около полумиллиона рублей.
С этой цифрой, конечно, можно спорить, как можно спорить и с прогнозами снижения смертности и травматизма от ДТП. Проблема сохранения жизни и здоровья людей на дорогах не может быть решена только медицинскими мерами. Началось практическое выполнение Федеральной целевой программы "Безопасность дорожного движения", на что также уйдут миллиарды рублей. Эксперты в один голос говорят, что одно только оснащение дорог камерами видеонаблюдения позволит существенно снизить количество правонарушений и, соответственно, сократить число пострадавших. Впрочем, пока это только прогнозы.
Справка "РГ"
В этом году правительство решило "плотно взяться" за две трассы: М-3 (от Москвы до границы с Украиной через Калугу и Брянск) и М-4 (Москва-Новороссийск через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар). Все больницы, расположенные вдоль этих трасс, будут оснащены новейшим оборудованием и современными машинами "скорой помощи". Субсидии из федерального бюджета на закупку новой техники выделены Краснодарскому краю, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Московской, Ростовской, Тульской областям, а также Москве и Санкт-Петербургу.