Еще несколько дней назад казалось, что количество взаимных обвинений и резких оценок, звучащих из Вашингтона и Москвы, приблизилось к критической точке.
И в ближайшее время окончательно похоронит прежние договоренности о стратегическом партнерстве России и США.
Жесткие, без малейших надежд на компромисс заявления сторон по ситуации в Грузии, обострение полемики вокруг размещения элементов американской ПРО в Восточной Европе по градусу риторики напоминали прежние времена "холодной войны". На этом фоне весьма логичными выглядели прозрачные намеки госсекретаря США Кондолизы Райс о том, кого Белый дом видит своим врагом. Равно как и встречные обещания российских военных адекватно ответить на возможные угрозы после размещения объектов противоракетной обороны США в Европе.
Казалось, совсем немного и пока еще носящие локальный характер противоречия Москвы и Вашингтона перейдут на качественно новый уровень глобального военно-политического противостояния. Со всеми вытекающими из такого скачка последствиями для мировой безопасности. Но, похоже, здравый смысл, а точнее политический прагматизм, все же начал брать верх. Причем о компромиссе заговорили одновременно и российская, и американская сторона.
Речь не идет о взаимных уступках по наиболее "горячим точкам". Такой компромисс пока выглядит невозможным и даже противоестественным. Но появился шанс, что сохранение существующих противоречий, многие из которых, очевидно, будут носить долгосрочный характер, не превратит сотрудничество России и США в "ледовое побоище". О необходимости формирования положительной повестки дня, которая сгладит многочисленные "углы", возникшие в последнее время между Москвой и Вашингтоном, говорилось давно. В четверг появились первые признаки перехода от ставшей уже привычной конфронтационной риторики к контурам возможных соглашений.
На заседании Совета Безопасности ООН постоянный представитель России Виталий Чуркин предложил создать вокруг Афганистана "пояса" антинаркотической и финансовой безопасности. Они лишат "наркобизнес и терроризм финансовой базы". Очевидно, что эта инициатива, отвечающая интересам глобальной безопасности, может быть реализована только совместными усилиями России и США. Причем с подключением как государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, так и Европы.
Руку западным партнерам Москва демонстративно протянула и на другом не менее взрывоопасном направлении, требующем согласованных действий, - в иранском вопросе. В четверг Россия публично призвала Тегеран воспользоваться предложениями "шестерки" международных посредников по урегулированию конфликта вокруг его атомных программ. Как заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк, Москва готова помочь иранцам в развитии ядерной энергетики. Тем самым Россия еще раз недвусмысленно дала понять западным и в первую очередь американским партнерам - существуют конфликты, урегулирование которых невозможно без политических контактов, наработанных нашей страной.
Одновременно с упоминанием предстоящих переговоров между Москвой и Тегераном Кисляк остановился на противостоянии с США по размещению ПРО в Восточной Европе. По словам Кисляка, Россия должна убедиться в том, что третий позиционный район американской ПРО не направлен против наших интересов. В то же время мы по-прежнему готовы сотрудничать с Пентагоном в области противоракетной обороны. И заинтересованы в "строительстве системы взаимодействия при соблюдении интересов безопасности всех сторон".
Пока трудно сказать, какие из предложенных в качестве положительной повестки дня направлений получат в конечном итоге одобрение Вашингтона. Однако, словно в пику Госдепартаменту, который последние дни вел полемику с Россией исключительно на повышенных тонах, вчера в сенат США была внесена резолюция под весьма непривычным для общественного мнения Америки названием: "Об улучшении отношений с Россией". Ее автор - глава сенатского комитета по иностранным делам Джозеф Байден. То, о чем говорится в проекте документа, уже само по себе выглядит сенсацией. В частности, речь идет о том, что "Россия должна быть партнером США в решении вопросов, стоящих перед международным сообществом". А также названы области, где взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном могут быть улучшены. Это работа над соглашением, которое придет на смену заключенному в 1991 году российско-американскому договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. А также шаги, направленные на активизацию работы Совета Россия-НАТО.
На этом фоне весьма примечательным выглядит заявление президента США Джорджа Буша. Он - и это тоже, безусловно, кажется удивительным, выступил против рассматриваемого сенатом нового законопроекта о санкциях против Ирана. Буш опасается, что принятие этого документа ударит по российско-американскому соглашению о сотрудничестве в гражданской ядерной энергетике. "Нас беспокоит, что это подорвет нашу возможность работать с русскими в ядерной сфере в Иране и более широко - в предотвращении распространения ядерных вооружений", - пояснил заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс.
Заявление главы американского государства тем более важно, что, возможно, впервые за последнее время была признана необходимость США хотя бы частично считаться с российскими интересами. А также понимание, что формирование позитивной повестки дня в отношениях с Москвой выглядит более перспективным при построении системы глобальной безопасности, чем военно-политическое противостояние между нашими странами, которое может иметь непредсказуемые последствия.
Не ясно, прислушаются ли на Капитолии к мнению президента. Но сам факт появления положительного тренда в отношении России говорит как минимум о робких попытках Вашингтона пересмотреть свои догмы, возникшие в 90-х годах прошлого века, когда Америка рассчитывала в одиночку управлять миром. И возникновение на политическом олимпе США признаков, говорящих о способности, по крайней мере, части нынешней администрации взглянуть на Россию по-новому, как на самостоятельного и значимого геополитического игрока, с которым Вашингтону предстоит считаться в будущем.