Московское правительство сократило предполагаемую налоговую ставку для владельцев дорогих машин

Мосгордума приняла Закон "О транспортном налоге", установив новые ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. По мнению экспертов, в окончательной редакции по сравнению с первым чтением законопроект стал значительно мягче: он предусматривает более гибкую систему налогообложения (восемь категорий вместо пяти), что делает повышение ставок не таким резким, как это планировалось ранее.

По оценке первого заместителя руководителя департамента экономической политики и развития Москвы Валерия Жарова повышение налога "затронет 25 процентов налогоплательщиков", так как 3/4 московских автолюбителей имеют машины мощностью до 125 л.с. В принятом законе также появилась более гибкая восьмиуровневая система налогообложения, которая пришла на смену пятиуровневой, и теперь автомобилисты будут меньше переплачивать за лишние силы.

Так, для самого массового вида транспортных средств - легковых автомобилей с мощностью двигателя до 125 л.с. - сохранена действующая ставка налога, но применяться она будет по более "плавной" шкале: для машин мощностью до 100 л.с. включительно - в размере 7 рублей; свыше 100 л.с. до 125 л.с. - 20 рублей; свыше 125 л.с. до 150 л.с. - 30 рублей. Ставки для более мощных автомобилей увеличились до полутора раз, и составляют, в частности, для автомобилей мощностью свыше 225 л.с. до 250 л.с. - в размере 75 рублей, свыше 250 л.с. - 150 рублей.

Меняются и налогообложение грузовиков. Для автомобилей младше пяти лет действующие налоговые ставки сохраняются, а для грузовиков старше пяти лет - повышаются в 1,5 - 1,6 раза. Первоначальная редакция законопроекта предусматривала несколько другие ставки. Согласно документу, одобренному в первом чтении, авто мощностью до 70 лошадиных сил налогом не облагались, на машины с двигателями мощностью 70-100 лошадиных сил планировали установить ставку 7 рублей за л.с., за автомобили мощностью 100-125 л.с., как и сейчас - 20 рублей за л.с. Также предполагалось, что налог для автомобилей мощностью 125-150 л.с. возрастет с 20 до 30 рублей за л.с., для машин от 150 до 200 л.с. - с 30 до 45 рублей, за авто от 200 до 250 л.с. ставка увеличится с 50 до 75 рублей. А автомобили мощностью свыше 250 лошадиных сил будут облагаться налогом в 150 рублей за одну лошадку.

Ранее законопроект предусматривал повышение транспортного налога в 1,5 раза (для авто мощностью более 100 л.с.), которое делало разницу по сумме налога для владельцев автомобилей, подпадающих под разные категории, но незначительно отличающиеся по мощности, слишком существенной, говорит Елена Антонова, консультант по праву отдела консалтинга "Финэкспертиза". Новый законопроект слегка "сгладил" эти различия, поскольку вместо бывших пяти категорий автомобилей вводит дополнительную градацию - теперь, очевидно, ставка налога повышается более равномерно. Кроме того, повышение налога не затронет автомобилистов, эксплуатирующих не более 125 "лошадок".

"В общем и целом разграничение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателей и срока службы соответствует международной практике. Большие машины наносят больше ущерба окружающей среде и дорожному покрытию, в связи с чем взимание с их владельцев большего налога вполне оправданно. Что же касается повышения транспортного налога по грузовикам со сроком службы более пяти лет - эти меры должны стимулировать организации обновлять свой автомобильный парк и покупать новые автомобили как более безопасные и экологичные. Остается только надеяться, что возросшие поступления от налога будут использованы правительством Москвы по назначению - на развитие транспортной сети города и улучшение качества дорог", - говорит Ирина Мучичка, руководитель отдела налогообложения и судебной защиты компании "Развитие бизнес-систем".

Новым законом введены дополнительные льготы для некоторых категорий населения, в частности, не обойдены вниманием многодетные семьи. Кроме того, от уплаты налога освобождены владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с., организации городского пассажирского транспорта, участники особой экономической зоны в Зеленограде и отдельные категории граждан. Среди них: Герои Советского Союза и Герои России; граждане, награжденные орденом Славы трех степеней; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; несовершеннолетние узники концлагерей; инвалиды I и II групп. Впервые в этот перечень внесены новые категории граждан, например, один из родителей (усыновителей) в многодетной семье; ветераны и инвалиды боевых действий; а также физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Что касается сроков уплаты налога, то теперь владельцы транспортных средств обязаны будут оплачивать его не до 1 апреля, а не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Жаль, что о каких-то преимуществах для автомобилей, использующих экологически чистые двигатели, в нем не упомянуто, а ведь заявлялось, что законопроект вводится, в том числе с целью улучшения экологической ситуации в городе, говорят эксперты. Напомним, что мэр Юрий Лужков ранее неоднократно заявлял о своем желании повысить транспортный налог, чтобы благодаря этому пересадить москвичей на малолитражки для снижения экологической нагрузки на городскую атмосферу и для решения проблемы парковок.

Новые ставки транспортного налога

 Мощность автомобиля (л.с.)  Ставка налога (руб.)
 до 100   7
 100-125 20
125-150 30
 150-175  38
 175-200  45
 200-225  60
 225-250  75
 от 250  150