В конце июля Минфин России намерен начать переговоры по досрочному погашению долга перед Южной Кореей. Цена вопроса - 1,3 миллиарда долларов. Но, отдавая свои долги сполна, чиновники продолжают списывать долги африканских стран России. Помимо уже прощенных этим странам 16 миллиардов долларов, по оценке Института Африки РАН, власти намерены списать еще 550 миллионов в текущем году.
Кредит Южной Кореи России был выдан в 1991 году, когда страна остро нуждалась в деньгах и занимала, где только могла (1,47 миллиарда долларов). Как и на что пошли эти деньги, понять сегодня довольно трудно. Может, на покрытие дефицита бюджета, а может, получили что-то товарами, дефицит которых испытала на себе вся страна. Суть не в этом. Теперь отдаем. Да и отдавать будем, как выясняется, опять же товарными поставками, включая вооружение. По крайней мере об этом сообщил на днях замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин.
Погашение долга, сказал он, "предусматривается в соответствии с действующими договоренностями до 2025 года". Однако минфин предлагает изменить форму выплат только на товарные поставки, а заодно погасить долг до конца 2012 года. Если условия, предложенные российскими чиновниками, не устроят Сеул, минфин готов расплатиться в "денежной форме", но опять-таки досрочно. Причем если речь пойдет о деньгах, то чиновники готовы расплатиться с Южной Кореей уже в текущем, в крайнем случае следующем году.
Почему досрочно? Бюджет, а вернее, нефтедоллары, большинство которых складируется в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, позволяют сделать это безболезненно для бюджета. А внешняя благоприятная конъюнктура ввиду высоких цен на углеводороды может измениться так же, как это было в конце 80-х- начале 90-х годов прошлого столетия.
Тогда, как и сегодня, ничего вроде бы не предвещало обвала нефтяных цен. Однако случилось.
Что касается прощения долгов нам, то эта тема для большинства граждан страны вообще непонятна. Сами платим все сполна, не получая никакого снисхождения. Но другим прощаем, не требуя фактически ничего взамен. Однако мотив прост - это плата России за вхождение в различные международные финансовые организации, за расширение политического и экономического влияния в мире. Другими словами, плата за амбиции.
Напомним, что к моменту распада СССР долги Советскому Союзу оценивались почти в 150 миллиардов долларов. Львиная доля из них - помощь прокоммунистическим режимам, которые активно поддерживались СССР. Но когда в 90-е годы российские власти решили разобраться с этими долгами, то оказалось, что цифры эти мифические. Лишь малая толика из них была номинирована в СКВ, а не, к примеру, в переводных или советских рублях. Так что конвертация этих активов в нормальную валюту - отдельная тема. Да и не всегда в ходе переговоров происходит признание долга, так как за это время режимы в нестабильных странах успели смениться не раз. Да и кредиты предоставлялись в основном не деньгами, а объектами строительства или поставками вооружений.
Россия стала списывать долги, вступив в Парижский клуб кредиторов. В результате сегодня Россия разговаривает с ведущими странами-кредиторами на равных, являясь практически полноправным членом "группы семи". Но, получив это право, Россия начала ревизию долгов бывшему СССР. В 1999-2002 годах было подписано соглашение о реструктуризации долгов этим странам на сумму 23,9 миллиарда долларов. Из них - 19,5 миллиарда - прощеные долги. В последующие годы Россия подписывалась под разными меморандумами о списании долгов. Типа 13 миллиардов - разрушенному американскими и британскими войсками Ираку или 3 миллиарда - далеко не бедной и не пострадавшей от боевых действий Ливии.
Списали и "глубинным" странам Африки 16 миллиардов. Девять десятых из этих долгов приходилось как раз на поставки военной техники. Таким образом Россия выполняет свои обязательства по оказанию помощи африканским странам. К слову сказать, эта тема была одной из основных на саммите "большой восьмерки" на Хоккайдо. Одновременно Россия помогает решать и социальные проблемы Африки, оказывая помощь в образовании и медицине. Кроме того, российские миротворцы участвуют во всех африканских миротворческих организациях. И так далее и тому подобное. Сейчас речь идет о списании еще 550 миллионов долларов той же Африке. И это не конец долговой истории.
А стоят ли амбиции таких сумм?
Вероятно, да. Амбиции простираются не только на политику. Есть и точный экономический расчет. А вернее - желание российского бизнеса получить доступ на международные рынки или получить активы в какой-либо стране. К примеру, доступ к трубопроводам Ливии или нефтяным скважинам Ирака. А неурегулированная долговая проблема этому препятствует. И как только вопрос с долгами закрывается, государство выступает перед своим бизнесом гарантом возврата вложенных инвестиций в страну. Правда, на деле этот механизм работает далеко не всегда гладко. И получить преференции в том же Ираке нам пока не удалось (да и вообще - получить хоть что-то), что неудивительно для страны, не поддержавшей агрессию в Ирак. Но это уже не вопрос к финансистам. У финансистов дело простое - взяли и списали. Экономическая дипломатия России находится в зачаточном состоянии и раздирается между многими ведомствами, вот что на самом деле серьезно. Так что, сказав А, Россия пока не говорит В. И это в самом деле прискорбно.