Южноуральские чиновники изучат причину очередей в медучреждениях

Теперь учреждения здравоохранения будут оказывать не только медицинскую помощь. Новому работнику регистратуры можно пожаловаться на длинную очередь к узкому специалисту, плохое питание в стационаре или некачественный ремонт в больнице.

Прямо в медицинском учреждении, будь то поликлиника или стационар, отныне станет дежурить представитель Фонда ОМС и страховой компании, чтобы принимать жалобы от пациентов и отвечать на все их вопросы. Это дежурство, на которое поочередно выйдут едва ли не все специалисты фонда, организуется во всех больницах области. Так чиновники надеются понять не только то, почему образуются очереди в поликлиниках, но и каким образом очереди устранить.

Специалистам по жалобам установили график работы: с девяти утра до полудня их можно искать в регистратуре амбулаторно-поликлинического учреждения, а с 12 до 15 часов - в стационаре. На каждую жалобу будет составляться специальный отчет.

В тестовом режиме эта программа мониторинга больничных очередей была запущена еще месяц назад. За это время пациенты успели пожаловаться на плохое питание в стационаре, на плохой ремонт, по вопросам обслуживания по страховым полисам. Как обнаружили новые "жалобные" специалисты, пациентам поликлиник и больниц очень важен консультативный элемент программы. Десятки людей обращаются с наивными, казалось бы, вопросами: имеют ли они право на бесплатную помощь, если на руках есть полис медицинского страхования, какими болезнями занимается специалист с непонятным названием и стоит ли к нему обращаться?

Однако представители фонда и страховых компаний призваны на новую службу не только для того, чтобы отвечать на вопросы скучающих в длинной очереди пациентов: они должны ежедневно эту очередь измерять, контролировать и разбираться в причинах ее возникновения. Первостепенную причину можно назвать не глядя: больницам просто не хватает кадров, очереди выстраиваются к узким специалистам. Задача страховых компаний - выяснить, в каком случае виновата сама больница, неграмотно регулирующая поток пациентов. "Организационные проблемы - причина больничных очередей в половине случаев", - признаются представители Челябинского фонда ОМС.

Как оказалось, в длинных очередях может быть повинна даже география: к удаленным больницам съезжаются со всех окрестных сел и деревень. Может неграмотно сработать регистратура больницы, выдавая все талоны к врачам еще с утра и создавая таким образом очередь на несколько дней вперед. О результатах ежедневного мониторинга очередей во всех больницах области станет известно к осени. Снова будут выделены районы с негативным и самым положительным опытом.

Проблемой очередей чиновники начали заниматься еще в прошлом году. Тогда в Челябинск пригласили главных врачей некоторых районных больниц, чтобы те поделились своим опытом. Самый эффективный метод предложила Магнитогорская ГКБ

3: здесь сумели развести потоки пациентов - утром и днем талоны к узким специалистам выдавали пенсионерам, а для работающих людей освободили вечерний прием. В селах и деревнях эту проблему приходилось снимать более решительными мерами: к примеру, в Нагайбакском районе местная ЦРБ организовала работу выездных врачебных бригад по всей территории. В некоторых сельских местностях был даже опыт согласования графика движения автобусов, курсирующих из деревни до районной больницы, с работой узких специалистов.

Судя по всему, положительный опыт, выявленный в прошлом году, так и остался точечным решением проблемы бесконечных больничных очередей. Опыт не попытались распространить на работу других районных или городских больниц. Новая программа призвана ознакомиться с положением всех лечебных учреждений области и найти универсальное решение назревшей проблемы. Естественно, что устранить причину очередей в каждой отдельно взятой больнице можно только с помощью согласованных действий регионального Фонда ОМС и областного минздрава. Однако никакой согласованности между двумя структурами пока нет.

Прямая речь

Виктор Шепелев, министр здравоохранения Челябинской области:

- Для нас решение этой проблемы остается одним из самых приоритетных. Ликвидация очередей в поликлиниках находится на постоянном контроле у заместителя губернатора Романа Панова.

Мы стараемся не просто выявить причину очереди в поликлинике, но и изменить сложившуюся ситуацию. Например, одна из причин очередей в крупных поликлиниках области - это выписка работниками регистратуры талонов к врачам от руки. Эту причину можно устранить, оснастив регистратуры учреждений здравоохранения компьютерами и обучив персонал работать на них. В нашей области уже есть успешный опыт решения этой проблемы в одной из крупнейших поликлиник. С начала года жителям Миасса, которые лечатся в городской больнице 2, талоны выдаются через электронную регистратуру. Время оформления талона сократилось почти в 10 раз и занимает считанные секунды. Соответственно, и очередей за талонами почти не стало. Также внедряется дистанционная запись к врачам центральных районных больниц пациентов фельдшерско-акушерских пунктов.

Надеемся, что эти и другие меры, которые мы принимаем для устранения очередей в поликлиниках, помогут тратить южноуральцам меньше времени на ожидание приема у врача.