Правительство подумает об амнистии для рыбаков

Росрыболовство добивается амнистии для рыбаков, которые экономят топливо

Росрыболовство предпринимает беспрецедентные усилия для того, чтобы заманить российских рыбаков на родной берег. Во время поездки первого вице-премьера Виктора Зубкова в Мурманск руководитель федерального рыболовного ведомства Андрей Крайний предложил объявить таможенную амнистию для рыболовецких судов, прошедших модернизацию за границей.

Если российское судно проходило модернизацию за рубежом, при возвращении в Россию судовледелец должен заплатить 18 процентов НДС и 5-процентную таможенную пошлину. Причина - законодательство трактует модернизацию как "ввоз нового оборудования" иностранного производства в Россию. Допустим, появилась на корабле новая линия по переработке рыбы - это все равно, что на заводе появился новый станок. Чтобы не платить эти деньги, российские моряки годами и даже десятилетиями просто не показываются в российских портах. Соответственно, оставляют за рубежом и всю выловленную рыбу. Суть предложения г-на Крайнего - простить эти 23 процента тем, кто уже прошел модернизацию. Отменить эти налоги и для тех, кто проходит ее сейчас или будет модернизироваться в будущем, пока не поднимается рука - это потребует изменений в НК и ТК, что долго и муторно.

Эксперты сходятся на том, что пройти эту процедуру было бы все-таки крайне желательно. Например, две трети или даже три четверти рыбацких пароходов, зарегистрированных в мурманском порту, никогда не появляются у его причалов. Российские суда стоят в норвежском Киркенесе, разгружают там рыбу, ремонтируются, заправляются топливом и пресной водой. В общем, развивают местную портовую инфраструктуру. Рыбаков из Мурманска возят туда автобусами. Причем место сбора у отъезжающих на работу за рубеж - бензоколонка в пятидесяти метрах от здания территориального управления Росрыболовства. Кстати, на тех же автобусах обычно возят по городу делегации из Москвы, которые приезжают убедиться: рыбаки не стремятся в Мурманский морской рыбный порт. Руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Валентин Балашов полагает, что основная причина этой нелюбви к родине - как раз НДС и пошлина.

Причем довольно часто возникают споры о том, что есть модернизация, что - ремонт. По крайней мере, на Дальнем Востоке в последние два-три года арбитражные суды не раз рассматривали иски рыболовецких компаний, которые пытались доказать: их обкладывают пошлиной не за модернизацию, а за починку в иностранных портах, без которой судно не двинулось бы с места. Модернизация часто нужна и для того, чтобы добиться экономии топлива, которое сейчас сильно вздорожало. И хотя сама по себе модернизация - тоже дорогое удовольствие, без нее никак: ловить дешевую рыбу - сайку, путассу, сельдь - становится невыгодно.

По идее снижение налоговой нагрузки на 23 процента (18+5) может вернуть российские суда на российские же верфи. А вот что даст амнистия без отмены текущего режима? Ведь помимо налогов и пошлин есть и другие причины. Иностранцы на ремонтных заводах работают быстрее, и цена ремонта там дешевле. Отпугивают рыбаков и административные барьеры. Правительство выпустило специальное постановление для того, чтобы оформление документов при заходе или выходе из порта не занимало более трех часов. Однако пока оно если и работает, то лишь частично. Мурманские рыбаки жаловались первому вице-премьеру Виктору Зубкову, что таможенники начинают разбирательство из-за каждой недоеденной палки колбасы в судовых запасах, а ветеринары чихвостят их за рыбу, хранившуюся на складах в других странах. В результате заход в родной порт и после выхода постановления превращается для капитана и судовладельца в долгую пытку, хотя и не такую мучительную и изощренную, как раньше.

Норвежцы же спокойно ставят траулер под разгрузку за полтора-два часа. Их портовые рабочие не воруют рыбу, как бакланы. И там, в отличие от Мурманского морского рыбного порта, не нужно искать, где забункероваться топливом.

И наконец - треска в Норвегии, лосось и минтай в Японии дороже, чем в России. И пока это так, рыбаки будут стремиться за кордон.

Правда, по обновленному прошлой осенью закону о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов с 1 января 2009 года года вся рыба из двухсотмильной исключительной экономической зоны России должна будет проходить таможенную очистку на российской территории. И продать ее на экспорт можно будет, вероятно, только через электронную биржу. В таком случае вольно или невольно судов в российских портах станет много больше.