В профессиональных квалификационных группах приказами минздравсоцразвития теперь значатся неведомые до сих пор диспетчер образовательного учреждения, диспетчер факультета, советник при ректорате, учебный мастер и тьютор.
Пожалуй, больше всего вопросов вызывает введение должности тьютора. Чем же будет заниматься в школе этот человек?
Tutor - в переводе с английского (именно из Англии пришел к нам этот "персонаж") значит - "домашний учитель, опекун". Это же слово, но в качестве глагола, переводится как - "обучать, давать уроки, наставлять". В туманном Альбионе такой наставник прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу. И "ведет" его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение. Да и там не оставляет: помогает работать над проектами. Например, сейчас в Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 - на лекции и семинары.
Тьютор в понимании англичан - наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления и в целом чуть ли не "мама родная". Для школьников и студентов Великобритании такой подход вполне уместен, ведь многие учебные заведения в этой стране работают по принципу пансиона: ребенок живет в "школьном городке", лишь на выходные выбираясь в родительский дом. Поэтому именно с тьютором в течение недели обсуждаются все проблемы: почему не дается тот или иной предмет, как подружиться с одноклассниками, что ответить обидчику, как удачнее развить тему по какому-либо предмету...
Но сегодня практически в каждой российской школе работает омбудсмен, который защищает права школьника, психолог, социальный работник, классный руководитель, наконец. Получается, что должность тьютора вбирает в себя практически все эти функции. Чем он, допустим, отличается от классного руководителя? Последний следит за успеваемостью, поддерживает связь с родителями, водит ребят в походы. А вот тьютор работает не с целыми классами, а с маленькими группами, с каждым конкретным школьником: помогает ребенку разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее.
- В образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля, - уверен директор департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко.
Оказывается, в некоторых российских школах уже есть специалисты, готовые помогать ученику индивидуально организовывать мини-кружки для ребят из разных классов, но со схожими интересами. За каждым наставником там "закреплено" не более двух-трех школьников. На этих должностях работают самые квалифицированные учителя и даже вузовские педагоги. Зарплату получают повышенную, так как, по словам некоторых учителей, статус тьютора значительно выше, чем рядового преподавателя.
- Действительно эта профессия очень дорогая и эксклюзивная, - говорит президент тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, которая существует уже более 10 лет и имеет филиалы в нескольких российских регионах. - В Европе достаточно немного мест, где готовят тьюторов, например Оксфорд и Кембридж.
В России нет пока учебных заведений, где готовили бы именно тьюторов. Но зато есть уже три сертифицированных центра по подготовке тьюторов: в Томске, Ижевске, Москве. В принципе там любой учитель сможет обучиться технологии тьюторского сопровождения.
Появление официальной должности тьютора в квалификационных группах не означает, что во всех школах в обязательном порядке появятся такие специалисты. Брать на работу отдельного тьютора, отправить на повышение квалификации штатного педагога или вовсе проигнорировать такое нововведение - решает сама школа.
Кстати, у слова "тьютор" есть хорошие переводы на русский язык: репетитор, наставник. Почему бы не пользоваться ими? Однако в минобрнауки решили пользоваться общепринятой в мире терминологией.