Выяснилось, что на российском рынке продаж произведений искусства уже сложилась мафиозная сеть, состоящая из антикваров-заказчиков, консультантов, подбирающих на аукционах картины малознакомых художников и реставраторов. Подделки, захлестнувшие Россию и Западную Европу за последние три года, сродни "Девятому валу" Айвазовского.
Представитель департамента уголовного розыска МВД полковник Илья Рясной сообщил корреспонденту "РГ", что прибыль "черного рынка" антикварных фальшивок только в России уже составляет несколько сот миллионов долларов в год.
- И в России, и на Западе, - рассказал он, - идет ажиотажный спрос на русскую пейзажную живопись, особенно на картины XIX века. При этом произведения русских художников оцениваются в 10-20 раз дороже, чем зарубежные авторы тех же школ.
Спрос, как известно, рождает предложения. И мошенники не преминули воспользоваться сегодняшним картинным бумом. Самое громкое уголовное дело в России о продаже фальшивок сейчас начал рассматривать столичный Тверской суд. Совладельцев картинной галереи "Русская коллекция" супругов Игоря и Татьяну Преображенских из Санкт-Петербурга обвиняют в организации одной из крупнейших афер на российском рынке.
Претензии галеристам Преображенским предъявил их друг, владелец сети автосалонов Валерий Узжин. Начиная с 2005 года он приобрел у них около 30 полотен по цене 100 - 150 тысяч долларов. В том числе пейзажи некогда забытого, а ныне стремительно входящего в моду художника-передвижника конца XIX века Александра Киселева. Все картины имели экспертные подтверждения искусствоведов Третьяковской галереи и Всероссийского художественно-реставрационного центра имени Грабаря. Но как-то раз, по словам бизнесмена, один из его знакомых, знаток живописи, рассматривая его домашнюю коллекцию, усомнился в подлинности полотен. Независимая экспертиза подтвердила худшие предположения: под "маркой" Киселева Узжину продали фальшивки. Например, полотно "Летний день" оказалось несколько измененной картиной "Лесная дорога, ведущая к крестьянскому дому", написанной в 1883 году датским живописцем Янусом ЛаКуром. Ранее она была продана анонимному покупателю на аукционе в Копенгагене за 2 тысячи долларов. Этим покупателем, как установило следствие, был Дмитрий Кубийников, известный в антикварных кругах как Дима-Бык. На европейских аукционах он покупал картины голландских художников XIX века, манера письма которых была схожа с русскими классиками. Но стоили при этом в десятки раз дешевле. Полотна привозили в Москву, немного их "корректировали", а потом продавали под видом дорогих полотен, в частности, того же Киселева. Такой изощренный способ подделки многократно усложнял экспертизу. Ведь совпадает и время написания картин, и состав красок того времени, и даже манера письма.
Бизнесмен утверждал, что купил у Преображенских 15 таких русифицированных подделок на 3 миллиона долларов, однако в материалах уголовного дела говорится только о четырех доказанных подделках. Супруги Преображенские были арестованы. Следственный комитет при МВД предъявил им обвинение в продаже предпринимателю фальшивок, приписываемых классику русской академической живописи XIX века художнику Киселеву. Супруги свою вину не признают и, в свою очередь, обвиняют бывшего друга в мошенничестве. Татьяна Преображенская находится уже несколько месяцев в сизо, ее муж остается на свободе под подпиской о невыезде. И если суд признает их вину, им грозит до 15 лет лишения свободы. Скрывшегося от следствия Диму-Быка объявили в розыск.
Это уголовное дело вывело сыщиков на сложившуюся сеть фальсификаторов. Заодно, как считают в антикварных кругах, обрушило внутренний рынок русской живописи. Многие коллекционеры из- за опасений приобрести дорогостоящую фальшивку перестали покупать полотна.
Криминальные дельцы черного антикварного рынка переквалифицировались. Воровать картины известных художников становится невыгодным: усилия сыщиков и бдительных экспертов сокращают возможности для их продажи. Самый "похищаемый" русский художник - Иван Айвазовский. С 1992 года из музеев и частных собраний пропало более полусотни его произведений.
Другое дело заниматься сбытом "перелицованных" картин. При такой подделке в картину малоизвестного зарубежного художника вносятся определенные изменения. Например, "замазываются" не характерные для российского пейзажа детали, а подпись автора "русифицируется".
По словам полковника Рясного, подделывают не только картины, но и все, что имеет спрос на рынке: шедевры "Фаберже", иконы, ордена, произведения декоративно-прикладного искусства.
Если в советские времена подделкой живописи занимались считаные единицы подпольных умельцев,которые, как правило, были мастерами высочайшего класса не с одним высшим образованием, то сегодня за производство фальшивок берутся целые бригады. И не только в России. Не так давно на Украине, в Киево-Печерской лавре, была обнаружена подпольная лаборатория по массовому изготовлению поддельных предметов древности. По своей оснащенности новейшей аппаратурой она намного опережала криминалистические лаборатории украинских сыщиков.
Как правило, фальшивки сбываются через вполне легальные каналы. Например, картинные галереи или антикварные магазины, чьи владельцы имеют неплохую репутацию. Эта криминальная торговля вынудила Россвязьохранкультуру выпустить специальные каталоги подделок, наводнивших столичный рынок. На днях вышел четвертый выпуск каталога "Внимание: возможно, подделка!". В нем опубликованы фотографии 200 картин, чья подлинность вызывает сомнения. Хотя на каждую из них имеется положительное экспертное заключение специалистов наших крупнейших музеев.
Кстати, внимательно изучив уже вышедшие каталоги подделок, руководство Третьяковки обнаружило более 120 картин, признанных в свое время экспертами подлинными и проданных как оригиналы русской живописи XIX века. На какой стадии они стали подлинниками, сейчас разбирается следствие.
- Мы провели анализ этих работ, - заявила заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева, - и пришли к выводу, что из 561 картины, представленной в каталогах, через наших экспертов прошло 215 . Из них 116 получили отрицательный отзыв, а 96 подделок были признаны подлинниками. Это наши ошибки, и мы их признаем.
Подделывают не только сами полотна. Несколько лет назад по каналам Интерпола в Россию пришел запрос проверить, не украдена ли в Эрмитаже работа Пикассо "Женский портрет". Картину нашли на черном рынке: она была маркирована тремя этикетками, подтверждающими, что в разное время полотно принадлежало трем музеям. На момент запроса - Эрмитажу. Наличие тройной маркировки и привлекло теневых покупателей: значит, картина Пикассо подлинная и очень дорогая. Проверили. "Женский портрет" оказался на месте, в Эрмитаже. Этикетки были подделкой на отличной копии Пикассо.
Экспертам известны случаи, когда историческую картину , героями которой были викинги, выдали за произведение Сергея Грибкова на древнерусский сюжет. Пейзажи Айвазовского в огромных количествах "стряпают" из французов и итальянцев. Немало и "Шишкиных". Для подделок за его подписью используют полотна художников дюссельдорфской школы: по манере исполнения они часто действительно очень близки к этому русскому художнику. В 2004 году на аукционе "Сотбис" разразился скандал: с торгов был снят пейзаж Шишкина, хотя подлинность была подтверждена экспертами. Оказалось, что это работа голландца Андриана Куккука.
Русифицировали под Федора Васильева некоего художника Вильгельма Порста, которого продали в Мюнхене пять лет назад за тысячу евро. И подделка тут же ушла на Западе за 300 тысяч евро. Такая прибыль не снилась даже наркоторговцам.
Жертвой мошенников чуть не стало и московское правительство. Власти города намеревались приобрести за 100 тысяч долларов для Третьяковки картину Аполлинария Васнецова с изображением Москвы XIX века. Экспертиза установила - подделка.
Вся беда в том, что качество исполнения фальшивок зачастую превосходит уровень экспертизы. Невозможно и точно оценить количество фальсификата. Некоторые эксперты утверждают, что в иных частных российских коллекциях - до трети подделок. Однако ни от кого вы не услышите подробностей, где и какие работы поддельные.
Гарантировать 100-процентную подлинность тех или иных предметов искусства сегодня не может никто. Среди искусствоведов популярен анекдот: "...А вы даете гарантию, что эта картина подлинная? - Конечно. Гарантия два года..." Так вот, это совсем не анекдот: известнейший аукцион "Сотбис" дает гарантию именно на два года. Сегодня, к примеру, это полотно приписывается кисти Тициана, а через два года благодаря вновь разработанным методам исследования выясняется, что это не совсем Тициан. По мнению американских экспертов, в частных и государственных коллекциях Запада находится около восьми тысяч ложных русских авангардистов. Сколько фальшивых "Шишкиных" и "Левитанов" кочует по российским просторам, никто сказать не может.
Бороться с подделками и выявлять их помогают новейшие технологии, которые подтверждают или опровергают выводы экспертов-искусствоведов. Для экспертизы уникальных картин проводится нейтронно-активационный анализ нескольких миллиграммов краски. Рентгенография позволяет обнаружить некоторые скрытые детали. Ведь нередко на старую картину наносят новый сюжет, выдавая потом ее за произведение известного художника.
Богаче информация, получаемая с помощью нейтронной авторадиографии. Нейтроны были успешно использованы для определения подлинности нескольких произведений Ральфа Блейклока. После такой экспертизы картины "Ночные аллеи", автором которой многие годы считался Блейклок, музейную табличку пришлось заменить. Теперь на ней значится: "Неизвестный художник". Сколько таких табличек может появиться в музеях, никто сказать не может.