На Ставрополье нарушаются права граждан на бесплатную медицину

Выводы, сделанные специалистами Счетной палаты СК по итогам проверки законности, рациональности и эффективности использования бюджетных средств краевого фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), оказались неутешительными. Однако уверенности, что виновные понесут заслуженное наказание, у специалистов нет.

Просчеты привели к корректировке

В сферу интересов аудиторов попал 2007-й год и первый квартал 2008-го.

- Анализ исполнения бюджета фонда показал, что при подготовке данного законопроекта не соблюдался один из главных принципов бюджетной системы - достоверности бюджета, означающий реалистичность его доходов и расходов, - поведал корреспонденту "РГ" председатель Счетной палаты СК Андрей Колесников. - Просчеты, допущенные при планировании доходной части бюджета фонда, привели к тому, что первоначальные плановые назначения по доходам перевыполнены на 28,2 процента (более 1,1 миллиарда рублей). Это привело к корректировке бюджета. Но даже после уточнения показателей по доходам в декабре 2007 года сложилось существенное перевыполнение плановых назначений по доходам почти на 195 миллионов рублей.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды органами исполнительной власти, поступили в запланированном объеме с приростом более 17 процентов по сравнению с 2006 годом. Вместе с тем сам расчет объема взносов выполнен с несоблюдением нормы, установленной правительством РФ, - 1936 рублей на одного неработающего. В крае была принята цифра 1559 рублей. Тем самым, по мнению специалистов Счетной палаты, право граждан на бесплатную медпомощь было обеспечено в неполном объеме - на 20 процентов меньше общероссийской нормы.

- Плановые назначения средств на медстрахование неработающего населения, предусмотренные законом края о бюджете на 2007 год, отличаются от объема средств, утвержденных Законом о бюджете ФОМС, почти на полмиллиона рублей. Имеются просчеты при установлении плановых назначений на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в учреждениях социальной сферы, - утверждает Андрей Колесников.

Дефицит средств на реализацию программы в 2007 году составил 19,5 процента, а в 2008-м - 23,3

Кроме того, в 2007 году поступление недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в фонд составили более семи миллионов рублей. Это почти в 50 раз больше, чем в 2006 году. Вместе с тем, согласно отчету управления Федеральной налоговой службы, долги бюджету ФОМС продолжают числиться на 1 января 2008 года в сумме почти 314 миллионов рублей.

Особого внимания заслуживает анализ расходной части бюджета фонда. С одной стороны, уточненные плановые назначения по расходам выполнены по всем направлениям деятельности ФОМС на 101,3 процента и по сравнению с 2006 годом возросли на 113,3 процента (более чем на 619 миллионов рублей). В то же время фактическое исполнение расходов фонда по финансовому обеспечению отдельных категорий граждан льготными лекарствами по сравнению с 2006 годом снижено на 7,8 миллиона рублей.

Нужны стандарты

Вместе с тем расходы на выполнение управленческих функций руководства и управления ФОМС (113 миллионов рублей) по сравнению с 2006 годом увеличились на 22 процента. При этом следует отметить, что объем налоговых и неналоговых поступлений в бюджет ФОМС, собираемых на территории края и перечисляемых в фонд, увеличился только на 19,9 процента.

- В целом анализ исполнения бюджета ФОМС в 2007 году, равно как и в предыдущие годы, показал отсутствие тенденции увеличения эффективности затрат по большинству направлений расходования средств. И мы считаем, что необходимо принимать неотложные меры по исправлению ситуации в отрасли. Одной из них может стать обращение Госдумы и правительства края к правительству РФ с просьбой об ускорении введения стандартов медицинских услуг. Возможно, есть необходимость сформулировать предложения по переходу на одноканальную систему финансирования, что позволит сделать ее более прозрачной, обеспечить оптимальное оказание медпомощи в субъектах страны, - считает председатель Счетной палаты СК.

По мнению специалистов Счетной палаты, в существенной корректировке нуждается нормативная база, регламентирующая отношения в системе обязательного медицинского страхования. При этом вопросы управления финансовыми средствами территориальных государственных внебюджетных фондов требуют законодательного урегулирования как на краевом, так и федеральном уровнях.

Примечательно, что бюджетные нарушения в ФОМС имеются и сейчас.

- Из-за не проведенной своевременно договорной кампании (по надуманному предлогу - отсутствию опытных специалистов) с 1 апреля 2008 года финансирование медпомощи неработающему населению осуществляет фонд. Это само по себе - нарушение законодательства, и приводит к неэффективному использованию средств бюджета ФОМС. При утверждении расчетной стоимости и стоимости финансирования территориальной программы были нарушены федеральные нормативы, что вызвало дефицит средств на ее реализацию: 19,5 процента в 2007 году и 23,3 процента в 2008-м. На все это органам краевой власти следует обратить самое пристальное внимание при подготовке законопроектов о бюджете территориальной программы, - констатирует Андрей Колесников.

Мнение

Борис Оболенец, председатель комитета Государственной Думы Ставропольского края по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности:

- К сожалению, выводы аудиторов еще не означают обязательности наказания виновных. Проверки пока не дают должного эффекта. Состояние дел в ФОМС стало одной из причин недавней отставки министра здравоохранения Ставрополья Юрия Комарова. Но боюсь, что наказанных не будет. Да, Комарова сняли с должности, однако этого мало. Чтобы впредь экс-министру и иже с ним неповадно было нарушать закон, нужно заводить уголовные дела. Депутаты ГДСК отправили запросы в прокуратуру и по поводу ФОМС, и по ситуации в дорожном хозяйстве. Напомню, что Счетная палата выявила нарушения финансовой дисциплины в этой отрасли на 238 миллионов рублей. Однако конкретных результатов мы пока так и не дождались, получив лишь отписки.

Справка "РГ"

Пять последних лет сумма страховых взносов на обязательное медстрахование неработающего населения, ежегодно утверждаемая в региональном бюджете, составляла не более 45 процентов от объема, необходимого для оказания бесплатной медпомощи. В прошлом году Ставрополье находилось на восьмом месте среди субъектов ЮФО по фактическому подушевому финансированию территориальной программы. По данным отраслевой статистической отчетности, в крае на одного жителя приходилось 1702 рубля, в ЮФО - 1813, а в РФ - 2296 рублей. Таким образом, медицинское обслуживание каждого жителя края профинансировано на 94 процента от уровня ЮФО и на 74 процента от среднероссийского.