Амбициозную задачу - за двенадцать лет провести технологическую модернизацию и обновление рыбопромыслового флота - поставили перед собой власти Сахалинской области. Она содержится в принятой недавно стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года.
Первые шаги
Согласно стратегии предусматривается также создание нового поколения высокопроизводительных судов с использованием инновационных технологий добычи рыбы и морепродуктов. Между тем сегодня на Сахалине и Курилах насчитывается по реестру 670 единиц рыбодобывающих судов, средний балансовый износ которых превышает 80 процентов.
Решение этой проблемы невозможно без поддержки государства. Это понимают и сами рыбаки, и органы власти. Однако на областном уровне стимулируется только обновление малого флота.
- Мы всячески поддержи-ваем созданную для этого организацию - ГУП "Сахалинлизингфлот", - сказал корреспонденту "РГ" вице-губернатор Сергей Карепкин, - которая строит на дальневосточных заводах и передает нашим предприятиям на условиях лизинга малотоннажые суда. Построено 17 малых сейнеров и два несамоходных плашкоута, девять из них уже выкуплены рыбаками, остальные лизинговые платежи выплачиваются. К сожалению, более крупные суда для области неподъемны.
По словам вице-губернатора, в регионе завершается разработка программы развития рыбохозяйственного комплекса на 2009-2011 годы, в сентябре законопроект планируется вынести на рассмотрение областной Думы. Общий объем его финансирования предусматривается в размере 300 миллионов рублей, в том числе 75 миллионов - на следующий год. Если учесть, что строительство одного малого рыболовного сейнера стоит 25 миллионов рублей, то понятно, что местная программа погоды в модернизации флота не сделает.
- Приходится рассчитывать на федеральную программу, которая также готовится и сейчас проходит согласования, - пояснил Сергей Карепкин. - В нее на развитие рыбной отрасли закладывается более 32 миллиардов рублей.
Напомним, что по итогам прошлогоднего заседания президиума Госсовета в Астрахани среди других поручений президента РФ было и такое: в срок до 1 декабря 2007 года разработать систему государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях. В сентябре того же года глава Росрыболовства РФ Андрей Крайний, посетив Сахалин, на встрече с местными рыбопромышленниками разъяснил суть этой системы. Речь шла о наделении предприятий долями водных биоресурсов не на пять, а на десять лет, что достаточно для того, чтобы окупить новые суда. При этом - беспошлинный ввоз технологического и судового оборудования, аналоги которого не производятся в России, а также субсидирование рыбакам две трети ставки рефинансирования по кредитам на строительство и модернизацию судов, то есть восемь из 12 процентов годовых.
Остается подождать, когда федеральная программа будет принята и заработает в полную силу.
Шанс к возрождению
А возможно ли собственное судостроение на Сахалине? Не только возможно, но и крайне необходимо организовать в области строительство судов для прибрежного рыболовства и среднетоннажного флота.
Так считает опытный рыбопромышленник Александр Касьянов, возглавляющий правление производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз имени Кирова".
- Грандиозные шельфовые проекты подходят к завершению, начнут высвобождаться рабочие руки, - говорит он. - Квалифицированных сварщиков, перед которыми маячит биржа труда, можно использовать с высокой эффективностью в судостроении. Мы могли бы здесь, на Сахалине, производить корпуса судов, а внутреннюю начинку все равно надо завозить из-за рубежа, ни двигатели, ни средства навигации, ни многое другое судовое оборудование у нас в стране не выпускаются.
По мнению Александра Касьянова, в область надо пригласить, к примеру, норвежцев или южнокорейцев и предложить им спроектировать завод по строительству пяти - десяти среднетоннажных судов в год, которые могли бы заниматься траловым, кошельковым промыслом, ловить сайру. То есть многоцелевые суда, способные работать и в океане, и у берега. Ведь круглогодичного промысла какого-либо объекта не существует.
Нужно обязательно вписываться в федеральную программу судостроения и создавать собственную отрасль, уверен Александр Касьянов. У нас есть страдающий от безработицы Невельск, которому судостроительный завод может дать шанс к возрождению.
За пределы "огорода"
Раньше сахалинский флот был активным участником рыбного промысла в различных районах земного шара.
- Мы практически все добывали за пределами исключительной экономической зоны России, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника областного управления стратегического развития Игорь Быстров, - в Охотском море ловили только селедку и немного минтая. Теперь весь флот находится в наших собственных "огородах". Но если говорить о развитии хоть малого, хоть крупного бизнеса, то нам необходимо осваивать новые районы и новые биоресурсы. Иначе будем топтаться на месте.
По его словам, в стратегии рыбной отрасли основной упор сделан на развитие рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Для чего? Чтобы среднетоннажный и малотоннажный флот мог ходить в море не только из Невельска, Корсакова или Холмска, то есть с Сахалина. Если он будет базироваться в Северо-Курильске, Курильске и Южно-Курильске, то районы за пределами исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа будут доступны и для средних судов, а не только для больших - БАТМ и БМРТ.
- В России уже проводится эксперимент, - продолжил Игорь Быстров. - Принято постановление правительства о поставках рыбы из договорных зон иностранных государств на российскую территорию. Пока оно работает только на Балтике и в Северной Атлантике. Наде-емся, что в следующем году это будет распространено и на Дальний Восток.