Программа обновления промыслового флота позволит возродить рыбную отрасль на Сахалине

Амбициозную задачу - за двенадцать лет провести технологическую модернизацию и обновление рыбопромыслового флота - поставили перед собой власти Сахалинской области. Она содержится в принятой недавно стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года.

Первые шаги

Согласно стратегии предусматривается также создание нового поколения высокопроизводительных судов с использованием инновационных технологий добычи рыбы и морепродуктов. Между тем сегодня на Сахалине и Курилах насчитывается по реестру 670 единиц рыбодобывающих судов, средний балансовый износ которых превышает 80 процентов.
Решение этой проблемы невозможно без поддержки государства. Это понимают и сами рыбаки, и органы власти. Однако на областном уровне стимулируется только обновление малого флота.

- Мы всячески поддержи-ваем созданную для этого организацию - ГУП "Сахалинлизингфлот", - сказал корреспонденту "РГ" вице-губернатор Сергей Карепкин, - которая строит на дальневосточных заводах и передает нашим предприятиям на условиях лизинга малотоннажые суда. Построено 17 малых сейнеров и два несамоходных плашкоута, девять из них уже выкуплены рыбаками, остальные лизинговые платежи выплачиваются. К сожалению, более крупные суда для области неподъемны.

По словам вице-губернатора, в регионе завершается разработка программы развития рыбохозяйственного комплекса на 2009-2011 годы, в сентябре законопроект планируется вынести на рассмотрение областной Думы. Общий объем его финансирования предусматривается в размере 300 миллионов рублей, в том числе 75 миллионов - на следующий год. Если учесть, что строительство одного малого рыболовного сейнера стоит 25 миллионов рублей, то понятно, что местная программа погоды в модернизации флота не сделает.

- Приходится рассчитывать на федеральную программу, которая также готовится и сейчас проходит согласования, - пояснил Сергей Карепкин. - В нее на развитие рыбной отрасли закладывается более 32 миллиардов рублей.

Базируясь на Курилах, среднетоннажный флот сможет рыбачить за пределами исключительной экономической зоны России

Напомним, что по итогам прошлогоднего заседания президиума Госсовета в Астрахани среди других поручений президента РФ было и такое: в срок до 1 декабря 2007 года разработать систему государственной поддержки строительства рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях. В сентябре того же года глава Росрыболовства РФ Андрей Крайний, посетив Сахалин, на встрече с местными рыбопромышленниками разъяснил суть этой системы. Речь шла о наделении предприятий долями водных биоресурсов не на  пять, а на десять лет, что достаточно для того, чтобы окупить новые суда. При этом - беспошлинный ввоз технологического и судового оборудования, аналоги которого не производятся в России, а также субсидирование рыбакам две трети ставки рефинансирования по кредитам на строительство и модернизацию судов, то есть восемь из 12 процентов годовых.
Остается подождать, когда федеральная программа будет принята и заработает в полную силу.

Шанс к возрождению

А возможно ли собственное судостроение на Сахалине? Не только возможно, но и крайне необходимо организовать в области строительство судов для прибрежного рыболовства и среднетоннажного флота.

Так считает опытный рыбопромышленник Александр Касьянов,  возглавляющий правление производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз имени Кирова".

- Грандиозные шельфовые проекты подходят к завершению, начнут высвобождаться рабочие руки, - говорит он. - Квалифицированных сварщиков, перед которыми маячит биржа труда, можно использовать с высокой эффективностью в судостроении. Мы могли бы здесь, на Сахалине, производить корпуса судов, а внутреннюю начинку все равно надо завозить из-за рубежа, ни двигатели, ни средства навигации, ни многое другое судовое оборудование у нас в стране не выпускаются.

По мнению Александра Касьянова, в область надо пригласить, к примеру, норвежцев или южнокорейцев и предложить им спроектировать завод по строительству пяти - десяти среднетоннажных судов в год, которые могли бы заниматься траловым, кошельковым промыслом, ловить сайру. То есть многоцелевые суда, способные работать и в океане, и у берега. Ведь круглогодичного промысла какого-либо объекта не существует.

Нужно обязательно вписываться в федеральную программу судостроения и создавать собственную отрасль, уверен Александр Касьянов. У нас есть страдающий от безработицы Невельск, которому судостроительный завод может дать шанс к возрождению.

За пределы "огорода"

Раньше сахалинский флот был активным участником рыбного промысла в различных районах земного шара.

- Мы практически все добывали за пределами исключительной экономической зоны России, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника областного управления стратегического развития Игорь Быстров, - в Охотском море ловили только селедку и немного минтая. Теперь весь флот находится в наших собственных "огородах". Но если говорить о развитии хоть малого, хоть крупного бизнеса, то нам необходимо осваивать новые районы и новые биоресурсы. Иначе будем топтаться на месте.

По его словам, в стратегии рыбной отрасли основной упор сделан на развитие рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Для чего? Чтобы среднетоннажный и малотоннажный флот мог ходить в море не только из Невельска, Корсакова или Холмска, то есть с Сахалина. Если он будет базироваться в Северо-Курильске, Курильске и Южно-Курильске, то районы за пределами исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа будут доступны и для средних судов, а не только для больших - БАТМ и БМРТ.

- В России уже проводится эксперимент, - продолжил Игорь Быстров. - Принято постановление правительства о поставках рыбы из договорных зон иностранных государств на российскую территорию. Пока оно работает только на Балтике и в Северной Атлантике. Наде-емся, что в следующем году это будет распространено и на Дальний Восток.